Женихи для любимой дочери Марии Терезии.

Jul 05, 2020 13:32

Четвертая дочь Марии Терезии «выбрала» особенный день для своего появления на свет.

Эрцгерцогиня Мария Кристина (1742-1798) кисти Лиотара:




13 мая 1742 годы было воскресенье Троицы и одновременно 25-й день рождения императрицы Марии Терезии. Высшее духовенство и представители аристократии явились в Шёнбрунн при полном параде, чтобы выразить свои поздравления Ее Величеству.

Затем последовал большой праздничный банкет. Гости Вены поднимали тосты за здравие Ее Величества. И вдруг посреди банкета у беременной именниницы начались схватки...

Разумеется, запланированный бал отменили, и все гости и члены семьи переместились из банкетного зала в придворную капеллу, чтобы молиться за успешный исход родов. Роды были легкими, как и все роды Марии Терезии (кроме самых последних).

Легкое разочарование - это не был «запасной» (после кронпринца Иосифа) наследник.
Новорожденную эрцгерцогиню назвали Мария Кристина Йоганна Йозефа Антония. Но ее настоящим именем при дворе пользовались разве что по официальному поводу. Для матери она была «Мими» или на венском диалекте "Мимерль". А отец называл дочь на лотарингский манер «Мадам Мари».

8-летняя Мими (художник ван Майтенс):


Мария Кристина родилась под какой-то особенно счастливой звездой. Верующая Мария Терезия была склонна связывать необычные события с волей Всевышнего. Поэтому она высоко оценила такой «подарок» ко Дню рождения - дочь навсегда стала ее любимицей.

В то время как к остальным детям Мория Терезия была строга, жестко критиковала их ошибки и слабости, когда дело касалось Марии Кристины, материнское сердце смягчалось, и ее назидательно-воспитательный тон заметно становился более мягким, любящим и доверительным.

Мария Кристина рано поняла, что у нее привилегированное положение в семье и пользовалась этим. Если ей не нравилась воспитательница, то ее сразу же меняли. Она пользовалась штатом прислуги матери, как своим собственным.

В учебе ей легче всего давались языки. Она прекрасно владела французским, итальянским и немного английским. Но ее подлинной страстью было рисование. Она копировала работы нидерландских и французских мастеров, а также писала портреты членов семьи.

Вот это одна из самых известных работ Марии Кристины, изображающая  Высочайшее семейство в день Св.Николая (6 декабря), когда послушные дети получают подарки (Мария Антуанетта и Макс), а непослушный Фердинанд (слева) - прутья для порки:


Для тех времен было очень необычным видеть императора Священной Римской империи изображенным в утреннем халате, ночном колпаке и домашних шлепанцах.

Почему именно этот ребенок (один из 16 ею рожденных) стал самым любимым для императрицы? Мария Кристина не была самой умной, красивой или талантливой среди своих братьев и сестер, не обладала какими-то необычными качествами, способными очаровать окружающих. Нет никакого объяснения этому кроме факта, что она родилась в один день с матерью.

Эрцгерцогиня Мария Кристина (художник Рослин):


Также папа-император выделял дочь. Однажды он подарил ей на день рождения зеркало, сказав при этом: "В этом зеркале нет ничего особенного, но если Вы заглянете в него, то увидите там портрет особы, которую я очень люблю."

Отношения с братьяи и сестрами в Марии Кристины была всегда натянутыми. И надо сказать, не одна она была в этом виновата  - мать обращалась с дочерью, как с избранной, прямо на глазах у других детей. В результате они ревновали мать к сестре и относились к ней с неприязнью, завистью, исключали ее из своих игр, не доверяли свои секреты.

Автопортрет Марии Кристины:


Первой влюбленностью Марии Кристины была...жена брата Изабелла Бурбон-Пармская. Кронпринц Иосиф обожал свою красавицу-супругу, а та была с ним глубоко несчастна во время всего их недолгого трехлетнего брака. А вот с Марией Кристиной их связывали не только общие интересы к музыке и искусству, но и глубокие личные чувства. На основании их переписки есть предположения, что между ними (возможно) существовала физическая близость. Что думала об этом мама-императрица с ее строгими моральными устоями, история умалчивает. Навряд ли это осталось для нее секретом.

Изабелла Бурбон-Пармская (1741-1763). Ей не повезло родиться в XVIII м веке, когда главным предназначением женщины было рождение детей.. В наше время она была бы писательницей или учёной.


А, может, это было просто принятое в те времена обожание женщины женщиной? Отступление от темы...Меня лично поразил культ "обожания" воспитанницами Смольного института старшеклассниц и молодых преподавательниц. Выбирался объект обожания,  в альбомах рисовались сердечки с его именем. При встрече обожаемой персоны полагалось замереть на месте, воскликнуть нечто вроде "Обожаю! Ангел!" и попытаться ее "поцеловать в плечико". Может, и тут были такие отношения между двумя женщинами....

Вот эту картину, написанную Марией Кристиной, я уже вставляла в топик про кормилиц Габсбургов:


Здесь изображена милая семейная идиллия: эрцгерцог Иосиф сидит у постели любимой жены Изабеллы, только что разрешившейся от бремени дочерью. Кормилица держит новорожденную, а на заднем плане стоит сама автор картины Мария Кристина.

Вторые роды, которые совпали с заболеванием оспой (статья про оспу у монархов дополнена и откорректирована), 21-летняя Изабелла не пережила. Помимо двух родов у нее было минимум три выкидыша. Мария Кристина до самой смерти хранила в своем молитвеннике портрет Изабеллы с ее дочерью, на обратной стороне которого было написано, что это была ее самая лучшая подруга в жизни, которая жила и умерла как ангел.

Но теперь к женихам Марии Кристины...

Первым мужчиной, который вызвал интерес молодой эрцгерцогини, был 28-летний принц Людвиг Вюртембергский, который посетил Вену в 1759 году.

Людвиг Вюртембергский (1731-1795):


Осторожно, окольными путями Мария Кристина навела справки, что ее мать думает по поводу этого жениха. Но Мария Терезия посчитала такой союз мезальянсом. Императорская дочка и второй сын герцога? Исключено. К тому же вюртембержец ей не понравился по характеру - легкомысленный и недостаточно набожный. И еще он провел детство при дворе заклятого врага Марии Терезии - прусского короля Фридриха II.

Отец Франц Стефан Лотарингский имел собственное мнение по поводу брака дочери. Он планировал выдать Марию Кристину за своего родного племянника Бенедетто, сына его покойной сестры, в замужестве королевы Сардинии.

Бенедетто герцог де Шабле (1741-1808):


Бенедетто был единственным выжившим из трех детей сестры Франца Стефана, которая умерла при его рождении.

Конечно, младший сын короля без собственных владений, был не совсем подходящей партии для эрцгерцогини. Возможно, во Франце Стефане говорили родственные чувства. Дочек-то у него, слава богу, много, почему бы не отдать за племянника одну из них из солидарности к своим родным лотарингским корням? В плане потомства над лотарингским домом в 18 веке висело какое-то проклятие  - мать Франца Стефана (дочь Лизелотты Пфальцской) родила 14(!) детей, 10 из которых умерли в детстве, почти все от оспы. А у оставшихся выживших с потомством было туго (кроме Франца Стефана).

А чтобы «поднять» племянника до уровня Марии Кристины, Франц Стефан намеревался основать для него новое герцогство где-нибудь в Тироле или Штирии. Все это они собирались обсудить при скорой встрече в Инсбруке....

(предположительно) автопортрет Марии Кристины в костюме крестьянки:


Мария Терезия по поводу этого кандидата пока помалкивала, изображая, как покорная жена, повиновение воле супруга. Поживем, увидим....Потому что давно знала, о ком мечтает ее ненаглядная любимица..…

Сердце Марии Кристины уже несколько лет безраздельно принадлежало принцу Альберту Саксонскому, которого она впервые встретила на свадьбе старшего брата Иосифа с принцессой Изабеллой. Для Альберта это была любовь с первого взгляда, а вот Марии Кристине понадобилось для этого два года.

Альберт Казимир Саксонский, герцог Тешенский (1738-1822):


Альберту было ясно, что несмотря на то, что он был Габсбургом по матери, но как младший сын саксонского курфюрста без шансов на наследование какого-нибудь трона он был не совсем ровня императорской дочке. Да, его отец носил некоторое время польскую корону, но польские короли были выборными и в иерархии европейских монархов считались слегка "второсортными".

Но принц был терпелив...В ближайшие годы вместе с Габсбургами он участвовал в войне против Пруссии. Постепенно он сумел завоевать симпатии Марии Терезии. Она оценила принца - он был образован, любезен, скромен, непритязателен. Любимая дочь со своей стороны тоже неустанно «обрабатывала» мать. В конце концов Мария Терезия не устояла и сдалась. Как она могла отказать любимой дочери? К тому в случаев брака с саксонским принцем Марии Кристине не придется ехать на чужбину, она будет всегда рядом с матерью.

Только мать и дочь условились держать этот план в строгой тайне до поры до времени, дождавшись удобного момента. Мария Терезия в письме наказала дочери ни единым словом не обмолвиться о плане, особенно кронпринцу Иосифу. Мать будто предчувствовала, что совсем скоро ситуация разрулится сама собой...

Эрцгерцогиня Мария Кристина (художник Баччарелли):


В августе 1765 года весь двор отправился из Вены в Инсбрук, где должно было состояться празднование бракосочетания второго императорского сына Леопольда с дочерью испанского короля. Сам брак был уже заключен через представителя в Мадриде, а теперь собирались венчать пару лично, а также праздновать бракосочетание.

Францу Стефану не терпелось познакомиться с племянником, которого он еще ни разу не видел, и прямо по прибытии в Инсбрук он инкогнито оправился в его апартаменты. Этим он грубо нарушил дворцовый протокол, согласно которому император Священной Римской Империи сам не ездит на встречи к нижестоящим, наоборот те записываются к нему на аудиенцию. Молодой человек ему понравился, и император еще больше укрепился в мысли о необходимости выдать за племянника Марию Кристину.

Но совершенно внезапно Франц Стефан умер в Инсбруке через несколько дней после бракосочетания сына в возрасте 56 лет (то ли от инсульта, то ли от инфаркта).  Это был шок для всей семьи. Но не было бы счастья, да несчастье помогло....Теперь на пути к личному счастью Марии Кристины не было никаких преград. А герцог Бенедетто отправился домой в Турин в полном разочаровании.

По всем правилам официального протокола старший брат Альберта Франц Ксавер, глава саксонского дома на тот момент, от имени брата попросил у Марии Терезии руки ее дочери. И Ее Величество с радостью согласилась.

Помолвка Марии Кристины и Альберта (фрагмент картины Йоганна Карла Ауэрбаха):


Кстати Альберт знал о том, что его невеста была "интимным другом" (его слова) покойной кронпринцессы Изабеллы. Но как говорится, вопрос в том, как эта фраза понималась 250 лет назад.

Бракосочетание состоялось в апреле 1766 года в барочном замке Шлосс Хоф в Нежней Австрии. На невесте было платье из белого муслина, расшитое серебром, а жених был облачен в парадную униформу фельдмаршала. Все свадебные гости были в черном - в знак траура по недавно скончавшемуся отцу невесты. Вдова Мария Терезия наблюдала за церемоние с балкона, а свадебном банкете не участвовала.

Мария Кристина и Альберт (художник Мессершмидт):


В качестве приданого за женой Альберт получил кроме больших денежных сумм Тешенское герцогство в Силезии - одно из самых экономически успешных регионов Австрийской империи. Отныне Альберт именовался герцогом Тешенским. Мария Терезия также назначила зятя фельдмаршалом и наместником Венгрии с резиденцией в замке Прессбурга (ныне Братислава). Он очень старался оправдать доверие. Ему пришлось выучить латынь, которая в то время была бюрократическим языком в Венгрии.

Мария Кристина и Альберт:


Таким образом Марии Кристине, единственной их всех детей Марии Терезии, было позволено самой выбрать себе спутника жизни по сердцу. Остальным своим детям императрица выбирала супругов с трезвым политическим расчетом, не считаясь с их мнением. Если до этого братья и сестры просто недолюбливали Марию Кристину, то после ее замужества многие из них просто возненавидели сестру. А впоследствии мстили кто как мог...Когда через несколько лет Мария Кристина приехала в свите брата-императора с визитом во Францию, то ее сестра королева Франции Мария Антуанетта вежливо, но постоянно и настойчиво старалась подчеркнуть, что сестра тут не особо желанная гостья. По воспоминаниям австрийского посланника королева свела программу встреч с ненавистной сестрой до минимума, вычеркнула ее имя из списка участников некоторых увеселительных мероприятий и не пригласила ее посетить Малый Трианон.

16 мая 1767 года, в разгар эпидемии оспы в Хофурге Мария Кристина родила своего единственного ребенка, который вскоре умер. Роженица три недели лежала с родовой горячкой и едва не умерла. Больше детей у пары не было. Впоследствии они усыновили племянника Марии Кристины Карла, который унаследовал их титулы и состояние.

Мария Кристина, эрцгерцогиня и герцогиня Тешенская:


Пока была жива Мария Терезия, пара буквально купалась в ее милости и щедрости. Но ради справедливости надо сказать, что Альберт распоряждался деньгами разумно - он вкладывал в предметы искусства и обессмертил свое имя, положив начало богатой художественной коллекции, которая сейчас носит его имя - знаменитый музей Альбертина в Вене - самое значительное собрание графики в мире.

После смерти Марии Терезии австрийский престол занял Иосиф, который довольно прохладно относился к сестре и не потакал ее капризам, как мать. Он «выслал» супругов наместниками (чисто репрезентативная должность) в Австрийские Нидерланды, и только когда туда перекинулась искра французской революции, позволил им вернуться назад в Австрию.

С годами Мария Кристина начала прихварывать. Меланхолия и постоянные боли в желудке сталие ее постоянными спутниками. Поездки на воды помогали только кратковременно.

Мария Кристина и Альберт:


Мария Кристина умерла 24 июня 1798 года в Вене в возрасте 56 лет (предположительно от тифа, выпив загрязненной воды). За день до смерти она написала своему любимому Альберту: «Ты был примером для меня, движущей силой, моей путеводной звездой и единственным существом, для которого я жила, которому я принадлежала и которого я всегда стремилась быть достойна...Как я могу выразить свою благодарность за все то счастье, которое я познала за годы с тобой..»

В своем завещании Мария Кристина просила Альберта осуществить давно задуманный ими обоими план постройки водопровода в Вене, чтобы горожане не брали больше загрязненную воду из колодцев или из Дуная. Вода самотеком поступала из чистых источников с западных предместий Вены.  И Альберт выполнил ее просьбу, оплатив все это из своего кармана. Это был долгий и дорогостроящий проект, требующий геологической разведки грунта, сложных расчетов, планирования, подготовительных работ. В 1808 году водопровод был наконец сооружен. И до 1873 года, когда его заменил более современный и разветвленный водопровод, он с его 12 фонтанами в Вене оставался главным источником чистой воды в Вене.

Альберт очень скорбел по жене, с которой он в любви и согласии прожил 32 года. Он надолго пережил ее и больше не женился (что было непривычно для того времени). Он умер в 1822 году в возрасте 83 лет в Вене.

Обу супруга покоятся в усыпальнице Габсбургов в склепе капуцинов. А вот сердца их по габсбургской традиции захоронены отдельно - в крипте сердец в церкви Св.Августина (вместе с сердцами других 54 Габсбургов).
В той же церкви по проекту и заказу Альберта было установлено так называемое надгробие-кенотаф ("символическая могила") в память о любимой жене (создано итальянским скульптором Антонио Канова):



Композиция изображает уходящих в Царство Вечности людей. Надпись  "Uxori Optimae Albertus"  означает "лучшей супруге, Альберт").

Список моих статей.

П.С. Я намеренно отказалась от подробностей и постаралась написать кратко. У меня в данный момент нет сил на длинные топики.

Мария Терезия, Австро-Венгрия, дети Марии Терезии, женщины Габсбургов, немецкие династии, браки Габсбургов, браки монархов, немецкие правящие династии

Previous post Next post
Up