Мода на траур в Вене 19-го века.

Nov 01, 2019 11:37

Сегодня в день поминовения усопших в Австрии назрела такая тема...

Черный был не всегда цветом траура. В прежние века черный был признаком высокого статуса и символом власти. Возможно, это было связано с тем, что черный краситель был очень дорогим. Черный цвет носили короли, аристократы, доктора, высокопоставленные чиновники и священники…



Но в 18-м веке черный цвет стал терять свою социальную функцию. Он стал цветом траура.



С восхождением буржуазии в 19-м веке траурная мода достигла своего пика. Возможно, это было связано с тем, что в моде была меланхолия. Писатели того времени активно эксплуатировали образ одиноких мизантропов, пессимистов с суицидальными наклонностями, занимающихся самокопанием ипохондриков и прочих терзаемых воображаемыми страданиями личностей.

Одним словом, чтобы в 19-м веке прослыть модным, надо было объявить себя меланхоликом.

«Вы сразу видите, кто принадлежит к сливкам общества. Если кто-то несколько лет не носит траур сам, то это наверняка делает кто-то из его родни».

В австрийских аристократических семьях траур никогда не прекращался. Потому что смерть могла произойти не только в собственной семье, но и у родни. А родни этой (с учетом того, что каких-то полторы сотни семей поколениями женились между собой) было много.

1865. Графиня Вестерхольд:


Пожилые вдовы нередко носили траур до конца жизни. Про жизнь вдов-аристократок в Австро-Венгрии я писала здесь.

Экс-императрица Цита (слева) носила черный траур по рано умершему мужу до конца жизни:



При венском дворе, где все столетиями жестко регламентировалось, предписания по поводу соблюдения траура были особенно строгими. Вот, например, распоряжение о дресскоде при дворе в связи с кончиной императрицы Элизабет в 1898 году:
«Высочайшим дамам в первые два месяца надлежит появляться при дворе в черных шерстяных платьях, черном головном уборе или шляпе с черным крепом, в черных украшениях, черных перчатках и с черным веером. В следующие два месяца - в черном шелке, в головном уборе и гарнитуре из белых кружев или в сером платье с черными кружевами, черным украшением или жемчугом.»

Эта традиция уходила своими корнями в 17-й век, когда при венском дворе господствовали испанские церемонии и "католический" черный цвет.

Близким родственницам кроме того было положено носить длинные плотные вуали.
Вот как, например, Сиси:


Траурные туалеты ни в коем случае не должны были блестеть. Поэтому выбирали матовый шелк или шерстяной креп. Английский креп считался лучшим и был дороже.

1916. Похороны императора Франца Иосифа. Эрцгерцогини в знак траура полностью укутаны в черное.


Лакированные туфли, как и бриллианты или золотые серьги, были табу. Популярны были бусы из черных жемчужин с черными кулонами-крестами, черные броши из гагата в виде урн, кольца в виде черепов с крыльями.

"Траурные" серьги из гагата ("чёрного янтаря") в виде руки, держащей ветку (эти и последующие предметы - из музея города Вены):



Локоны волос покойного носили в кулоне, в браслете или в перстне.

Модницы любили этот цвет. Женщина в черном была окружена ореолом печальной элегантности и меланхолии. Никогда в истории черный цвет еще не был таким романтичным и притягательным! Иная модница перед какой-нибудь судьбоносной встречей намеренно надевала черное - под предлогом, что умерла какая-нибудь троюродная сестра четвероюродной племянницы.

В топике про Хелену Баварскую я не упомянула, что в августе 1853 года они с матерью приехали на заранее спланированные "смотрины" в Бад Ишле именно в трауре (кроме малолетней Сиси). Потому что за пару дней до этого умер брат баварской королевы Георг, в принципе довольно дальний им родственник. Но то ли они, как члены баварской королевской семьи, должны были соблюдать этикет, то ли посчитали, что черное это модно...Но черное Хелене (и без того чересчур серьезной) не шло... Может, можно было для частного семейного визита (такого судьбоносного!) сделать исключение? Хотя это навряд ли бы помогло Хелене, если вместе с ней все равно поехала младшая сестра.

Мария, экс-королева Обеих Сицилий:


Массовая торговля, начавшая набирать обороты в 19 веке, старалась обеспечить растущий потребительский спрос населения на траурную одежду и аксесуары. В Вене «бизнес на смерти» выделился в отдельную нишу торговли. Появились лавки, торгующие товарами для траура.

Навряд ли является случайностью, что центром этого нездорового ажиотажа на траурные аксесуары была именно Вена - родина психоанализа.

Императрица Сиси после смерти единственного сына решила носить черное до конца жизни. Лишь один-единственный раз дочери Мари Валери удалось уговорить ее надеть на Рождество серое платье.


Первый такой магазин под названием «Цветок ириса» был открыт в 1823 году в самом центре Вены на улице Тухлаубен. Там можно было найти все для траура для дам, господ, детей и прислуги. В ассортименте кроме тканей и одежды были и аксесуары (все черные) - зонтики, заколки, носовые платки, щетки для волос, зеркальца, белье, заколки…

1888. Из венского журнала мод "Illustrierte Frauen-Zeitung" (последующие картинки я обрезала, чтобы места меньше занимали):


Также в таких магазинах можно было заказать визитки, бумагу для писем и конверты с черным траурным ободком. Одним словом, траур семье обходился довольно дорого. Но это разумеется для тех, у кого было достаточно средства и кто не хотел упасть лицом в грязь перед знакомыми. Скорбящим малоимущим было не до траурных зонтиков или заколок.

1833. Их журнала мод.


Один сатирик того времени писал: «Чего нам еще не хватает, так это чтобы цирюльники предлагали скорбящим черную краску для волос, а в ресторанах подавали блюда черного цвета.»

1847. Из венского журнала мод:


В 1861 году в Вене официально было зарегистрировано 6 фирм, торгующих «товарами для траура», а в 1888 году их уже было около 30. Самоубийство кронпринца Рудольфа в 1889 году вызвало новую волну интереса к темам похорон и траура.

В больших универмагах были специальные отделы, где можно было приобрести «все для траура»... Кстати самыми первыми готовыми платьями разных размеров были именно траурные черные платья. Ведь в случае внезапной кончины в семье часто не было времени ждать, пока портниха снимет мерки и пошьет новое платье. Были также пункты проката траурной одежды и аксесуаров.

Из журнала мод:


Журналы мод вели специальную рубрику для траурной моды. Для многих состоятельных модниц было важно сохранить элегантность даже в такое тяжелое для них время.

Или, например, рекламный плакат или объявление в газете конца 19-го века: «Мадам Сидони Друэ - мода для вдов самого лучшего качества. Шляпки. Вуали».

1835. Из венского каталога женской моды.


Для мужчин мода предлагала помимо черной одежды также черные запонки, цепочки для часов, трости, булавки для галстуков.

Женская траурная шляпка из дорогого английского крепа:


В специализированных магазинах давали информационные брошюры с указанием правил и этикета траура. «По супругу траур носят два года, по родителям или свекрам - год, по детям, бабушкам-дедушкам - 18 месяцев, по брату или сестре - 6 месяцев, по кузену - 6 недель». Также брошюры содержали описание, что и как надо носить в каждый период траура. Всегда за периодом "глубокого" траура следовал период «полутраура», и гардероб можно было слегка «разбавить» серым или белым.

1875. Вот примеры "глубокого" траура и "полутраура" из журнала мод:


Если Вы плохо разбирались, Вам все разъяснял консультант в магазине.

1880-1900. Веер из лакированного дерева и страусиных перьев для "глубокого" траура:


А вскоре мода предложила новый цвет для периода «полутраура»: лиловый, его называли французским словом «mauve», ведь языком моды был французский. Но в народе говорили «трупно-сиреневый».

Лиловый наряду с черным до сих пор является цветом траура у королей (и не только у них). Вот выборка из некоторых недавних похорон роялс.

2004. Похороны нидерландской королевы Юлианы.


2016. Похороны румынской королевы Анны:


А когда по британскому ТВ объявляли о смерти королевы-матери, то у диктора был лиловый галстук.

П.С. Раз уж речь зашла про смерть....Ссылаясь на недавнюю дискуссию "что было бы если..." вот еще что хочу сказать. На днях прочитала, что убийца императрицы Сиси Луиджи Лукени сказал после ареста: "Если бы у меня 10 сентября было 50 франков, то я бы уехал в Италию и попытался бы там убить короля Умберто или кого-то из его семьи."

То есть не такую уж малую роль в судьбе играет случайность. Ведь на месте Сиси мог оказаться Анри Орлеанский, которого вообще-то и поджидал Лукени. Но тот по случайности не приехал в Женеву, и, прожив еще три года, умер естественной смерью. А вот король Умберто I через два года после Сиси пал жертвой терракта, устроенным таким же анархистом-итальянцем, как и Лукени.

список моих статей здесь.

богатые тоже плачут, Австро-Венгрия, Вена, женщины Габсбургов, аристократы, психология, история вещей, история быта

Previous post Next post
Up