Детский балет и князь-педофил.

Sep 08, 2019 17:26

Вена эпохи бидермайера славилась своей музыкальной жизнью. Ни в одном другом городе не жило столько знаменитых композиторов. В развлечениях не было недостатка. Концерты, спектакли, балы, оперы...

1820. Балет в Венской опере.


Казалось, невозможно предложить вниманию искушенной венской публики что-то новое...



Но хореограф и импрессарио Фридрих Хоршельт (1793-1876) из Театре ан дер Вин придумал в 1815 году нечто, чего Европа еще не знала - детский балет.

Все представления с участием детей проходили с аншлагом. Публика толпами валила на представления, некоторые из которых («Лесная дева», «Горный дух») повторялись по 50 и более раз.

Театр ан дер Вин в эпоху бидермайер:



На декорации и прочий антураж не жалелось средств. Костюмы из тюли и органзы намеренно подчеркивали невинность и грациозность юных балерин. «При виде этих маленьких очаровательных воздушных порхающих существ у каждого из публики создавалось впечатление, что он попал в волшебный мир сильфид и эльфов».

Большинство участников балета были девочки из небогатых мещанских семей, мелких служащих и ремесленников. Недостатка в кандидатках не было - оплата была щедрой. Жалованье девочек было ощутимым подспорьем для семейного бюджета, а нередко и единственным доходом. Ах, как родители гордились своими хорошенькими нарядными девочками, от которых были без ума даже высокие господа...

Франциска Эльсслер (1810-1884) - звезда детского балета Хоршельта и будущая звезда европейских  сцен:



Но со временем критика этих мероприятий становилась все громче. Позволительны ли такие изнурительные репетиции, представления, а порой и побои во время репетиций для неокрепшего детского организма? Также ставилась под вопрос и моральная сторона этого явления - этот балет ведет к деградации детских душ и к грехопадению. Театральный критик Франц Грефер назвал детский балет «труппой лилипутов», «безвкусной комедийной выходкой, которая основана на принижении детского достоинства».

В народе пошли нехорошие слухи о хореографе Хоршельте и его «эльфах»...Разве не подозрительно, что у Хоршельта появилось необычно много друзей среди господ самого высшего общества? Разве не странно, что многие юные балерины стали щеголять в дорогих нарядах и украшениях, а их семьи внезапно могут себе позволить красивую мебель и экипажи?

И в конце концов сам император Франц, который несколько раз посетил эти представления с супругой и вроде был доволен, вдруг запретил продлять лицензию для детского балета. Последнее представление детского балета «Горный дух» состоялось в ноябре 1821 года, и, как писали газеты, «публика рыдала, сожалея об этом».

Что же случилось? Вскоре выяснилось, что некоторые состоятельные господа не ограничивались простым созерцанием полуголых детских телец в театре, а использовали юных балетных девочек для удовлетворения своих самых низменных потребностей… Среди них были и аристократы, что особенно разозлило императора Франца, который сам был примерным семьянином и ожидал такого же поведения от представителей своего класса.

Центральной фигурой в этом скандале был 47-летний Алоиз князь Кауниц - внук знаменитого канцлера Священной Римской Империи и советника Марии-Терезии.

Алоиз Венцель князь фон Кауниц-Ритберг (1874-1848)


Князь Алоиз был женат, имел четверых дочерей, но жил отдельно от семьи. Еще задолго до истории с детским театром он был известен в Вене своими сексуальными похождениями с малолетними. Целая армия венских своден поставляла ему свежее мясо малолетних девственниц (другие его не интересовали). Он даже ввел систему номерков (как в наше время у врача в поликлинике), чтобы сводни приходили к нему к назначенному времени, а не толпились все вместе в его приемной.

Появление детского театра в Вене было как нельзя кстати для удовлетворения похоти педофила. Отбросив все чувства приличия и стыда, князь чувствовал себя безнаказанно и действовал широкомасштабно, используя юных балерин как своих наложниц. ( На него бы науськать Марию Терезию с ее "комиссией целомудрия"!).

...Князь Кауниц обедал, когда 6 июля 1822 года в дверь его венского дворца постучала полиция. Его Светлость был арестован комиссаром криминальной полиции Шлезингером. При обыске у князя было кроме прочего обнаружено 10 золотых табакерок с дурманящими сортами нюхательного табака и пять портмоне, туго набитых адресами девочек-балерин.

Тереза Хеберле (1805-1840) - известная танцовщица, тоже начинала в детском балете (была среди "девочек Кауница"):



Процесс длился три месяца. Документы по делу Кауница охватывают более 1000 страниц (из них более 400 страниц занимал допрос князя). В качестве свидетельниц по делу привлекалось около 200 девочек (почти все они были из детского балета Хоршельта).

В ходе процесса были доказаны связи князя сексуального характера по крайней мере с 50 девочками. Князь настаивал на том, что он всегда дожидался 14-летия девочек (возраст согласия). Однако были установлены и его связи с 13-летними и даже 12-летними.

Документы процесса были засекречены более 100 лет, и лишь в середине 20-го века эта скандальная история стала известна широкой общественности.

Вильгельмина Шредер, "девочка Кауница" из детского балета:



Анна Шварц (12 лет на момент ее растления князем):

«Господин князь зашел к нам примерно год назад и потребовал показать ему уборную. Моя мать показала ему комнату, где стояло кресло-туалет. Он посидел на нем и ушел. С тех пор он часто заходил к нам и каждый раз он направлялся в комнату с креслом-туалетом. Я должна была по его требованию нюхать табак и чесать ему спину и голову, пока он там сидел. Он дарил мне дукат. В один праздничный день он пришел к нам в полдень...Я пошла за ним в комнату и поцеловала ему руку. Он сел в кресло и стал читать книгу. Князь дал мне понюхать коричневый табак, отчего у меня закружилась голова. Он поднял мою юбку и засунул палец в мою п..ю, и мне было больно... Последний раз господин князь заходил к нам примерно три недели назад в воскресенье. Он сел в кресло, расстегнул брюки, вынул свою толстую плоть и велел мне ее пощекотать. Я сделала, как он просил, и вскоре оттуда полилось что-то белое, он вытер это носовым платком. Я в тот же день рассказала об этом матери, за что она меня побила.»

Среди документов дела есть некий «договор», датированный 1813 годом (то есть еще до возникновения детского театра), между князем и копировальщиком нот Иосифом Гляйхом. Предметом этого «договора» была 14-летняя Луиза Гляйх. В расписке князь обязался оплатить ее отцу помимо его долгов дополнительно 800 гульденов в год, а также спонсировать аренду квартиры, покупку мебели и дров - взамен на статус «любовника» у его дочери.

Луиза Гляйх, впоследствии жена писателя Фердинанда Раймунда. Брак был навязан обоим и оказался несчастливым.



То, что аристократы и прочие состоятельные господа имели любовниц и содержанок - тут ничего нового не было. Главное, было женится на женщине своего класса, а приятные приключения можно было всегда найти вне брака. И служанки во все времена беременели от своих господ. И это не считалось преступлением. Но то, чем и в каких масштабах занимался князь Кауниц - это было уже слишком. Поэтому император не мог покрывать Кауница, в то время как на единичные подобные поступки Его Величество просто закрывал глаза.

Весь процесс князь Кауниц придерживался стратегии, что половой акт он совершал лишь с девочками, достигшими возраста 14 лет. Более младших по его словам он «просто трогал».

Однако некоторые девочки утверждали, что Кауниц все же совершал с ними половой акт до наступления их 14-летия. Например, показания Луизы Абек, 13 лет, падчерицы часовщика: «В 8 часов я пришла к господину графу, который еще лежал в постели. Он пообещал мне сделать меня счастливой, если я отдам ему свою девственность. Потом он потребовал лечь рядом с ним, и я послушалась. Господин князь поднялся и встал у края кровати, положил мои ноги к себе на плечи и засунул свой член в мою @@@....»

Там в документах много таких свидетельств, не буду больше цитировать. Также опущу показания Кауница, что он делал с балеринами помимо полового акта, по каким девичьим частям тела и чем он водил, чтобы раньше времени не нарушить их девственность.

Ни в одном случае не было установлено применение физического насилия к жертвам с его стороны. Князь обычно использовал метод подкупа. Описания подарков, материальных благ и денежных сумм, которым расплачивался педофил, занимают многие страницы в судебных документах.

Через несколько дней после ареста Кауница несколько его родственников аристократов (граф фон Врбна, князь Клеменс фон Меттерних...) подали петицию об освобождении его до суда - «для сохранения чести князя Кауница и его семьи». И самое циничное на мой взгляд: «Свидетели обвинения принадлежат к самым низким и порочным слоям, поэтому их показания нельзя рассматривать, как достоверные с точки зрения закона.»



Действительно в те времена принято было обвиняемых в чем-то дворян или других состоятельных граждан держать на свободе до суда. Предполагалось, что у них есть недвижимость и нет риска, что они бросят все и сбегут куда глаза глядят. Но в случае Кауница вмешался сам император и велел отклонить эту петицию. Кауниц остался в заключении.

Уже в самом начале процесса стало ясно, что обвиняемых здесь много. Помимо основного процесса против Кауница было открыто 15 дополнительных суб-процессов, в ходе которых были привлечены за сводничество около полусотни человек, среди них были родители многих девочек, профессиональные сводни. Даже две дворянки фигурировали, как сводни.

Некая адъюнкт-вдова Гёбель обвинила Кауница в том, что именно по его вине ее дочь Регина находится в доме сумасшедших. Мол князь обещал матери пожизненное содержание, лишил девочку девственности, в течение трех месяцев 8 раз имел с ней половую связь, а содержание платил лишь три года, после чего угрозой забрал расписку-обязательство назад. Девочка заболела и помутилась рассудком.

Старая сводня (или мать?) знакомит девушку с богатым мужчиной:


Почти все акты растления совершалось с согласия родителей и опекунов девочек, а иногда и по их настоятельному требованию.

Небольшой отрывок из документов с упоминанием происхождения некоторых девочек:
Луиза Луппи - дочь служащего,
Катарина Каничек - дочь белошвейки,
Франциска Шиллингер - дочь золотых дел мастера
Барбара и Винценция Цирирски - дочери камердинера
Франциска и Катарина Крауз - дочери кучера
Генриетта Ротманн - дочь повара

Многих удивила та легкость, с которой родители продавали самое святое и ценное - своих дочерей (совсем еще детей) 45-летнему педофилу. Судей также удивляло то, с какой готовностью и интимными подробностями дети рассказывали о том, что с ними произошло. Одна девочка, Франциска Шульц, заявила, что ей все равно, кто лишил бы ее девственности, а "господин князь" хотя бы щедро заплатил за это.

Наверное, стоит посмотреть, как  родители докатились до такой жизни....В Австрии эпохи бидермайера около 40% женщин оставались незамужними. Главной причиной были строгие брачные правила, которые диктовало общество. Если девушка-мещанка не могла похвастать ни приданым, ни внешностью, ни возможностью в будущем что-то наследовать, она рисковала остаться в девках. Она не могла выйти замуж ниже своего статуса, например, за бедного крестьянина (богатый крестьянин бы сам ее не взял). Парень из бедной семьи мог кое как пробиться в жизни сам, а вот девушка могла устроиться в жизни только через замужество. Вдовы чиновников низкого ранга влачили жалкое существование за мизерную пенсию. У них не было средств дать дочерям приданое. Также можно вспомнить (в России) Сонечку Мармеладову...Ведь социальной системы никакой не было...И возможность заработать честно у девушек была не очень большая.

Еще одна сцена сводничества молодой девушки с платежеспособным клиентом:



Тут многим родителям и приходила в голову идея отдать дочку для интимных утех богатому мужчине. Или содержанкой, или хотя бы просто продать ее девственность подороже, для них  это было лучше, чем дочка отдаст ее кому-то  бесплатно. А принцы и графы славились еще и тем, что они могли помочь своей бывшей пассии выйти удачно замуж и тем самым обеспечить ее на всю жизнь.

Примечательно, что лишь одна из 200 девочек забеременела после сексуальных действий Кауница. И это объяснимо - жертвы педофила были не старше 16 лет, то есть еще не в фертильном возрасте (менструация в эпоху бидермайер начиналась ближе к 16 годам). Он намеренно выбирал себе такой возраст - нет риска беременности или венерической болезни.



Про тогдашним австрийским законам половой акт с лицами, не достигшими 14 лет, карались тюремным заключением и штрафом. Но спустя годы трудно было с уверенностью сказать, была ли какая-то конкретная девочка действительно младше 14 лет на момент растления. Как показал медицинский осмотр, многие не были девственницами, но тут тоже трудно было доказать, что эти вина именно Кауница (Кауниц был в Вене не единственный любитель маленьких девочек).

Во время процесса Кауниц постоянно утверждал, что он благородного происхождения и по статусу гораздо выше свидетелей обвинения, поэтому верить следует ему, а не каким-то низкородным.

Тереза и Фанни Эльсслер тоже были воспитанницами детского балета Хоршельта и в детстве тоже жертвами педофила Кауница.


«Дело Кауница» не нанесло вреда их репутации. Обе сестры сделали блистательную карьеру, особенно младшая Фанни, которая была одной из выдающихся балерин-танцовщиц 19-го века. А Терезе даже удалось выйти (морганатическим браком) за принца Адальберта Прусского.

Через три месяца в сентябре 1822 года педофилу был вынесен приговор. Кауниц обвинялся в «растлении, разврате и сводничестве». Он лишался своих дипломатических постов. Ему запрещалось  появляться в Вене и надлежало отныне проживать в своем поместье в Моравии.

Через полгода в Вену пришло полицейское донесение из Брно, в котором говорилось, что Кауниц не оставил своих привычек и по-прежнему домогается юных девочек. О дальнейшей его судьбе мне ничего неизвестно. Старый педофил умер в возрасте 75 лет в Париже.

список моих статей здесь.

вокруг эротики, Австро-Венгрия, аристократы, история быта, криминал, скандалы, венские истории

Previous post Next post
Up