Единый государственный пиздец

Apr 18, 2012 06:43

Оригинал взят у darkhon в Единый государственный пиздец
Оригинал взят у tanya_again в Единый государственный пиздец
Я понимаю, что тема "ЕГЭ - это конец" далеко не нова. Но все-таки никакие описания и теоретические рассуждения не могут сравниться с впечатлениями от непосредственного столкновения с проблемой...

Была сегодня в гостях у двоюродной сестры. Она после школы немного поработала в какой-то фирме, в 21 год вышла замуж, через год родила дочь, и с тех пор 16 лет кряду занимается домашним хозяйством. Очень колоритный персонаж - я впервые начала понимать прикол "видеоблогинга". Так и хотелось заснять - как она всплескивает руками, неумело крестится со словами "вот те крест", упирает руки в боки, "переходя в наступление", удивительно к месту вставляет матерные словечки...

Началось с того, что она мимоходом обронила: "Замучилась сегодня писать дочке сочинение". Я, естественно, поначалу отнеслась к этому без восторга. Но постепенно ситуация начала проясняться...

- Так она не умеет, хоть убей, не умеет вообще. У них же сейчас как? Вот я тебе покажу... Вот рассказ про старика-ветерана, который пришел к врачу подтверждать свою инвалидность, подтверждать, что у него нога не отросла. Я читала - чуть не расплакалась... Такой рассказ... Ну и говорю: "Вот, Женя, давай подумаем - представляешь, что чувствовал бедный старик? А какая там сука-медсестра, все бы ей пообрывала"... А она сразу в истерику: "Мама! Ты не понимаешь! Что ты глупости говоришь, видишь, написано: сначала нужно выделить проблему! В чем там проблема? Мы же уроки делаем, а не просто болтаем, тут надо по правилам". А у них же бланки эти. Разделы: проблема, актуальность проблемы, аргумент один, аргумент два, аргумент три, позиция автора, позиция ученика, вывод. И на каждый пункт можно написать только по абзацу. Я сама так не могу - иногда ничего не можешь сказать, а иногда на пять абзацев разнесет... Но приходится, иначе на ЕГЭ не зачтут. Вот выделяем с ней проблему... Я предлагала сначала все самим обсуждать, а потом уже как-то вписывать в эти рамки, но она правда никак не может. Они на уроках так никогда не делали, совсем не приучены к этому.
- Ну так ты бы сама приучала - прочитала книжку, обсудили...
- Да не читают они ничего! В основном фильмы на уроках смотрят - и "Войну и мир", и все прочее.
- А просто сама для себя читает?
- Когда ей? Она к ЕГЭ готовится.
- Ну ты бы хоть взяла... Например, телепередачу. Хоть "Пусть говорят" тупорылую. Посмотрели - и начни потихоньку обсуждать, размышлять... А так и на книги перейдете.
- Не смотрят они такое. Они сейчас все это смотрят, как ее, порнуху для детсадовцев... "Каникулы в Мексике".
- Это что, как "Дом-2"?
- "Дом-2" - это еще что, у них там хоть отношения какие-то, проблемы, споры. А это... "Привет, Майкл, меня зовут Джессика! Смотри, как я трясу сиськами! Пошли, ммм?" И идут!
- Это что, про проституток?
- Про студентов!


...Потом мне дали полистать книжку с заданиями на ЕГЭ по русскому языку. Многие задания, по словам сестры, ее подруга-лингвист назвала сложными даже для себя (она заявила, что проходила это на первом-втором курсах института, но сейчас уже не вспомнит). Но лично мне показалась самой сложной не столько смысловая часть тестов, сколько форма. Многие задания сформулированы так, что их сходу (без специального обдумывания) поймет только человек с сугубо логическим складом мышления. "1- А, Б, 2 - А, Б, 3 - А, Б, 4 - А, Б. Укажите номер задания, в котором верно только утверждение А". Вы можете сказать - "Ну и что, зато тренировка логики". Отвечу: если бы этим заниматься по одному часику два раза в неделю, тогда да. Но с утра до вечера пять дней в неделю... Причем в то время, когда думать надо о смысле изучаемого предмета...

- А еще история у них, - продолжала сестра. - Она приходит, говорит - "Вот, мама, у меня пять". Я ей - "Хорошо, только мне не показывай, что ты там написала".
- А в чем дело?
- Да во всем!
- Но что они там пишут?
- Да третий класс это! Вот вспомни, тебе в третьем классе говорили - "Смотри, Танечка, какой злой князь делает плохие вещи и добрый князь делает хорошие вещи, что ты думаешь по этому поводу?". И ты им: "Этот князь хороший, а тот плохой!". И это - ответ!

...Я почитала то многострадальное сочинение о ветеране. Вынуждена отметить, что оно написано ровно в том же стиле, что и задания по истории. Смесь очевиднейших выводов (из тех, что вообще не стоит специально выделять - "ветеран старый"), оформленных беднейшим языком (тезаурус третьеклассника), и отвратных штампов типа "эта чудовищная несправедливость". Штампы так сильно выбиваются из текста, что кажется, будто они даже написаны слегка другим почерком. Пустышка, дрянь, тупая поделка... Наша Нина Васильевна поставила бы за это трояк с минусом и подняла бы вопрос о переводе ученика в класс коррекции. А ведь это 16 лет, отдельные писатели и поэты в таком возрасте уже пробовали себя в литературе, публиковались в журналах...

Но главное открытие ждало меня впереди. Товарищи, вы боитесь основ православной культуры? Поздно бояться! Предмет, промывающий детям мозги, давно уже существует и даже включен в ЕГЭ. Он называется обществознание.

У нас в школе тоже было обществознание, но недолго - кажется, в пятом-шестом классах. Воспринимали его на уровне труда и физкультуры. Теперь же за дело взялись всерьез...

Вопрос: Деятельность человека и поведение животных отличаются... Ответы: А) механизмом самоконтроля. Б) удовлетворением потребностей. В) соответствием цели. Г) осознанием выбора средства. Вопрос: К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относятся... Ответы: А) уважение со стороны других. Б) творческое самовыражение. В) общественное признание. Г) физическое развитие. Вопрос: Житейские знания основаны на... Ответы: А) эстетическом отношении. Б) здравом смысле. В) интуитивном озарении. Г) научном обобщении фактов. Вопрос: Государство можно назвать центром политической системы, так как оно... Ответы: А) участвует в политических отношениях. Б) имеет сложную структуру. В) влияет на политическое сознание граждан. Г) обладает суверенитетом. Вопрос: Представление - это... Ответы: А) форма чувственного познания. Б) форма рационального познания. В) логический вывод из ряда фактов. Г) способ объяснения мира. Вопрос: Относительная истина - это... Ответы: А) непроверенное знание. Б) научно не обоснованное знание. В) знание, противоречащее устоявшимся представлениям. Г) Неполное знание. (Все цитаты точные - я сфотографировала страницы книги).

Некоторые вопросы как бы подразумевают два ответа - а он один. К некоторым невозможно подступиться - просто неясно, что имеется в виду. Некоторые ответы, наоборот, сразу кажутся очевидными - однако если заглянуть в подсказку в конце учебника, выясняется, что это ошибка.

Я спросила, что делать, если у тебя есть свое мнение касательно какого-то вопроса... Оказалось, нет, надо заучивать. Я спросила - но может, можно подойти к учительнице, сказать, поговорить... Тут уж мне ответила сама племянница: "Она тебе ответит - Женечка, ты хочешь ноль баллов?". При этом девочка очень удачно скорчила устало-равнодушную рожицу, так что я сразу поняла, как в действительности будет выглядеть учительница. Ах да, и на самом ЕГЭ не то что нельзя оспорить какой-то ответ, но нельзя даже вообще узнать - какие конкретно твои ответы признаны неверными. И, кстати, заполнение бланка - отдельная тема. Образец единственно верного шрифта (другой компьютер не поймет), масса клеточек, в которых нельзя ошибиться, невозможность исправления ошибок без того, чтобы перенести это в конец бланка и тем самым сразу поместить свой бланк в категорию "подозрительных"...

Да, с девочкой поговорила. Она совсем не глупая - по-житейски. Учится, кстати, хорошо (по оценкам). Но, поставив себя на ее место, я прекрасно поняла, почему она ничего не читает и не учится ничему за пределами школьной программы. Вот если бы мне пришлось целыми днями зубрить все ЭТО - стала бы я тратить немногие свободные часы на то, чтобы прочесть даже такую легкую и увлекательную книгу, как "Мастер и Маргарита"? Да нет же, после такой нагрузки мозг требует только одного - тупо расслабиться. Расслабляется каждый в меру своего развития... А какое может быть развитие у этих школьников, если как раз развиться-то им и не дают? Вот потому они и не идут эстетически отдыхать в Третьяковку, а садятся за "Каникулы в Мексике". Какая Третьяковка - даже такие мультики, как "Саус парк", для них уже сложноваты со своими подковерными намеками и хитрыми связями. Там же, хех, нет схемы - проблема-актуальность-аргумент-аргумент-аргумент...

То есть ЕГЭ - это даже не просто отказ школы давать детям нормальные знания. Это воспрепятствование тому, чтобы дети получали знания самостоятельно. Я училась в девяностых, и некоторые предметы у нас преподавались чисто формально - учителя разбежались. Однако если предмет преподавался формально, это означало, что у тебя освобождается время и силы. Ты можешь читать научно-популярную и художественную литературу, писать стихи, размышлять о вечном - если хочешь, то даже непосредственно на "формальных" уроках, училка особо не заметит. А тут... Это действительно страшно.

Может, я преувеличиваю, может, я чего-то не знаю, но мне кажется, что ЕГЭ перекрывает вообще все лазейки, через которые из школы можно вылезти с самостоятельным мышлением. Специально спросила, как насчет ухода после девятого класса - оказалось, фигушки, там теперь тоже нечто вроде ЕГЭ. А ведь это все не игрушки, это получение аттестата. Без вузовского диплома в этой жизни можно обходиться, но окончив школу со справкой... Никуда! Пиздец, пиздец, пиздец. Как хорошо, что я не родилась на десять лет позже.

маразм, ЕГЭ, культура

Previous post Next post
Up