Оригинал взят у
djaglavack в
Транспортный вопрос. Сказ второй (про казанский таксомотор)Мой позывной: пять-один-три-восемь
Мое авто мчит меня туда
Где ждут людей по делам и в гости
Их довезти я смогу всегда
Песенка припевалочка & девиз таксовавшего Джаглавака.
Предисловие (пост на 6 страниц желчи):
Снялся позавчера с позывного. Позывной 5138 такси «Везет»»,-это больше не я.
Прощай чрезвычайный источник заработка. Прощай любимое хобби. Прощай смесь адреналина и дофамина с кортизолом захлестывающая мозги «на линии». Прощайте разнообразные люди из других миров моего города, о существовании которых я никогда не узнал бы если бы не пообщался с ними в ипостаси казанского таксиста. Прощайте суровые, нервные, но прикольные и познавательные будни казанского автодорожного чистилища.
Прощай казанский таксомотор! Бюрократы отняли меня у тебя.
Жил-был, город Казань и жили-были в нем примерно 1 миллион 200 тысяч человек. И было у большинства из них, куда проехать по городу в свободное время, не говоря уже о том, что работающей части горожан нужно было каждый будний день добираться до рабочих мест.
Но вот незадача… Не было в городе такси-сервисов. Все они пошли по кочкам еще в начале девяностых. И люди: и богатые и бедные, и трезвые и не очень, и в праздники и в будни; обходились тем, что как побирушки выходили «с протянутой рукой» голосовать на поребрики, и договаривались как могли с кем удавалось.
Не трудно догадаться, что людям это не нравилось. Им хотелось, чтобы машина подавалась по звонку, подавалась прямо к подъезду, подавалась быстро, брала не дорого, а стоимость заказа и номер и марка машины были бы известны заранее. Людям, как и во всем остальном, хотелось при пользовании частным извозом быть не просителями, а хозяевами положения.
Но если в вопросе общественного транспорта горожане еще могли выть, скулить, брызгать слюной в сторону бюрократов и выдвигать требования; «наладить, улучшить, организовать», то в части такси-сервисов даже и ругать было некого и неского было спрашивать. В самом деле, не обязаны же чиновники еще и таксистами город обеспечивать? Они и не обеспечивали. Не обеспечивали и жили счастливо. Но как уже говорилось- жизнеспособные человеческие сообщества,- системы самоорганизуемые, (когда им не мешают).
И потому, все что было связано с частным извозом самоорганизоывавалось как могло у поребриков.
Однако, в третьей трети нулевых, появились в городе какие-то непонятные молодые ребята. Ребята эти оказались натуральные сволочи: -жадные, эгоистичные, энергичные, мотивированные, готовые на все, лишь бы вырвать из кошельков горожан побольше наличных. Капиталисты, мать их ети! Преступники!
Эти гады, на которых Сталина , как не хватало, так и не хватает до сих пор, ничего не стали просить у чиновников, а просто взяли и наладили «непонятные, полулегальные и не несущие никакой ответственности ни перед кем колл-центры» (цитата одного казанского бюрократа) по получению заказов на услуги такси. Дальше они предложили всем желающим автомобилистам, заключить с ними соответствующие договора и за небольшой процент преполучать от колл-центров заказы на услуги такси. Водители идею одобрили делом.
И закипела работа…
Колл-центры получали заказы, перенаправляли их автомобилистам, подрядившимся под таксистов, а эти вольнонаемные таксисты в свою очередь полученные через колл-центр заказы исполняли. И все стало в соответствии с пожеланиями клиентов: машина подавалась по звонку, подавалась прямо к подъезду, подавалась быстро, брала не дорого, а стоимость заказа и номер и марка машины были бы известны заранее.
Горожане балдели, получив возможность в любое время дня и ночи, буквально за копейки вызывать такси куда угодно и добираться на нем куда они укажут.
Теперь о бухгалтерии:
В прошлом году я сосчитал среднюю стоимость заказа т.е. количество денег поделенное на количество заказов. У меня она составила 136 рублей. Из этих денег я еще должен был вычесть процент такси-сервису (27 рублей), бензин (примерно 25-30 рублей), амортизацию авто, набегающие, как ни старайся не попасться, штрафы с камер, и себе на обед.
Всего часов за 10 в хороший день удавалось сделать максимум 12-15 заказов. Подчеркиваю, я говорю про максимум удачного дня, а не минимум неудачного. Когда например с 6.00 до 8.00 торчишь в пробке со сторублевым заказом. С 8.00 по 10.00 едешь с пробками к черту на кулички за 200 рублей. В 11.00 тебя прибивает гаец на 1000 рублей за не пропуск пешехода на пешеходном переходе. В 12.00 ты выезжаешь к клиенту на заказ, а этот хуерылый вафлист его отменяет. В 13.00 из-за 180-и рублевого заказа приходится ждать клиента минут 20, а потом ехать час. В 14.30 начинается ураган и заказов нет целый час. В 15.30 ты наконец получаешь заказ, но 30 минут не можешь найти этот ебучий частный дом в жопе Казани, на говеной улице с лужами в которых водится рыба, и на которой может застрять танк. Этой улицы нет в навигаторе, а из живых людей-аборигенов, которых ты опросил в количестве 14 штук, о ее существовании никто не знает. В этом квадрате частного сектора принципиально нет где-либо написанных названий улиц, как нет и обозначенных номеров на домах.
В итоге, ты в качестве крайнего средства звонишь диспетчеру (тратишь деньги на звонок), дозваниваешься с четвертой попытки, кое как объясняешь ей где ты находишься и просишь ее сориентировать тебя по подробной и актуальной карте, которая есть у нее в компе. Диспетчер (тупая пиздюшка не старше 22-х лет) пафосным голосом училки начальных классов выговаривающей двоечника, выражает тебе свое огромное негодование тем ты еще не на месте и ориентирует тебя так, что ты уже начинаешь сомневаться в Казани ли ты вообще находишься.
Когда же ты этот ебический дом на улице, названия которой не знают даже те бедолиги, которые на ней живут всю жизнь, все таки находишь (исключительно чудесным образом), то понимаешь, что ты проезжал рядом с этим домом уже 3 раза пока ездил кругами и искал его.
Уебок с опухшей мордой, вызвавший такси от которого несет псиной и помоями, выходит через 20 минут после того как его оповестили, что ты на месте. Сразу после посадки в машину, он начинает предъявлять претензии типа: «А че ты так долго добирался!?». Всю дорогу, он пытается тебя подъбенуть на уровне колхозного Дартаньяна, пользующегося в свои 40 лет словарным запасом юного олигофрена. Или же он вампирит у тебя энергию, конюча о «всеобщем блядстве, повсеместной коррумпированности и безвозвратной гибели идеалов». В самом конце поездки он протягивает тебе тысячерублевку, которую ты должен разменять (чтобы дать ему сдачи) в той галимейшей промзоне в которую ты его привез и где нет даже ни ларька, ни минимаркета, ни чего другого что могло бы помочь в размене его тысячерублевки, склеенной скотчем в трех местах … и т.д и т.п.
Поверьте, что все что я вам тут рисую, это не фантазии, а у меня действительно были подобные дни. Причем заметьте, что я не до конца дня все расписал, а часов так до 18.00, а там еще целый «насыщеннейший» вечерок иногда проклевывался.
Т.е. про неудачные дни даже говорить не стоит. А какой была моя «прибыль» при 10-и часовом рабочем дне в самый удачный день, можете посчитать. (136-27-30)х15=1185 рублей. Тысяча сто восемьдесят пять рублей. И это без учета амортизации машины, обеда и штрафов с камер (о которых ты узнаешь с задержкой в 10-15 дней). И это только при максимальном удачном тайминге, т.е. когда не торчишь часами в пробках, не плутаешь в поисках улиц/домов, когда ублюдочные клиенты не отменяют заказ, и выходят к машине быстро, а не тянут кота за хуй по пол часа. и т.д.
Короче, возили мы людей в прямом смысле за семечки. В среднем за 136 рублей, в среднем куда угодно, в среднем в мороз, жару и буран. (конец бухгалтерии).
По этой причине среди горожан началась таксомоторная лихорадка. Некоторые даже на работу начали ездить на такси. Некоторые, договаривались между собой, скидывались по 3-4 человека и добирались сутра на работу на такси и по деньгам выходило еще дешевле. С учетом той жопы, которая разворачивалась в сфере общественного транспорта, для многих пешеходов, появление такси-сервисов стало действительно большим подспорьем при поездках и облегчением в жизни. Номера такси-сервисов надежно прописались в записных книжках сотовых телефонов многих казанцев.
Таксисты тоже, несмотря на дороговизну своей копейки, не жаловались, особенно в первое время (т.е. в годах так седьмом-девятом), когда их было не так много, а заказы лились безостановочно круглые сутки. Все казанцы, которые временно оказывались без работы, но имели авто, могли перекантовываться в качестве таксистов. Таксистами становились и бывшие директора фирм, и экономисты, и юристы, и менты, и военные, и строители и все прочие желающие. Таксистами, после своей основной работы становились все, кому нужен был дополнительный заработок, для дома, -для семьи. Для некоторых казанских автомобилистов, 4-5 часов дополнительной работы в такси, приносили ощутимую долю семейного бюджета. Работа была не сахар, но выручала многих.
Естественно не жаловались и владельцы такси-сервисов-колл-центров. Ведь эти сволочи «ни за что», за какие-то жалкие компьютерные системы получения, обработки, учета, перенаправления и отслеживания исполнения заказов рубили очень неплохие деньги. А попутно обеспечивали работой десятки диспетчеров, айтишников и прочих работников.
Все были удовлетворены. Горевали и сидели на измене только бюрократы. Их грызла изнутри большая блядская чиновничья жаба. Они не спали ночами. Они думали: «Как-так! Что происходит!? На нашей территории! На наших, сукаблядьебаныйвротгнойножопаяпидарастия, кормовых полях, появились какие-то ребята, которые рубят БАБЛО, которое все проходит МИМО НАШЕГО РЫЛА!!! Непонятные ребята, появившиеся не пойми откуда, организовали такси-сервисы и рубят бабло без нас! Таксисты зарабатывают свою потно-пыльную деньгу, без нас! А жители города ездят куда хотят и плевать хотели на нас! Это не порядок! Это надо пресечь! Это надо срочно прекратить!»
Над свободным казанским таксомотором с его «вакханалией дикого капитализма» сгущались зловонные тучи чиновничьей «заботы о народе».
Начали чиновники естественно с «ответственности и безопасности».
Чиновники сказали быдлу: Поглядите люди! Поглядите на этот «бардак»! «Непонятные полулегальные и не несущие никакой ответственности ни перед кем колл-центры» (цитата одного казанского бюрократа) захватили рынок услуг такси в городе! А что если с кем-то случиться ДТП?! А что если кто-нибудь из вас пострадает?! А что если вы закажете такси, а оно не приедет, и вы опоздаете на самолет/поезд или в больницу?! Вы, наши «бесценные и драгоценные казанцы», подумали ли о том, что вы доверяете свою жизнь, здоровье и безопасность «не пойми кому»!? Вы понимаете, что эти люди не несут перед вами никакой ответственности!? Вы задумывались, что у таксиста который к вам приехал, и которого вы по своей наивности считаете опытным водителем, может быть стаж вождения всего в несколько месяцев, а то и недель! Ведь никто не проверяет какой у них стаж! А вы им доверяете жизнь своих детей!!! Таксистами должны работать только профессионалы! Совместителей быть не должно! Представляете, человек работал целый день, а вечером решил подработать таксистом. Он же уставший! Его усталость резко увеличивает вероятность ДТП! Мы, «обожающие вас» чиновники, не можем позволить, чтобы кто-то подвергал наших «любимых казанцев» неоправданному риску! и т.д. и т.п.
Конечно же чиновники не сказали о том, что каждый казанец может сам застраховать свою жизнь и здоровье на случай ДТП. Они не сказали, что никаких особых происшествий за несколько лет работы такси-сервисов в миллионном городе не наблюдалось!!! (это на самом деле самое феноменальное и удивительное!!!). Они не сказали, что таксист, ездящий на своей собственной машине, ПЕРВЫЙ заинтересован в том, чтобы с его авто и его пассажирами НИЧЕГО ПЛОХОГО не произошло бы. Они не сказали, что когда номер машины известен клиенту, а его перемещения отслеживаются диспетчером и компьютером колл-центра, то ни один преступник даже не подумает совершать преступления в отношении клиентов находясь «на линии». Наоборот, это таксист подвергается гораздо большей опасности со стороны неадекватных/криминальных клиентов. Они не сказали, что в случае ДТП, другое такси в течение нескольких минут подъедет и заберет клиентов, завершив заказ вместо машины попавшей в ДТП. Они не сказали, что когда госорганы пеняют на водительский стаж, автомобилиста, которому госорганы же в законном порядке выдали права, то это маразматично т.к. получается что права выдаются потенциальным «убийцам» и т.д. и т.п.
Чиновники продолжили: Таксисты, эти «незаконные предприниматели», не платят никаких налогов! Они нигде не учтены! Кто они, что они, -никто не знает! Они должны получить патент, лицензию и зарегистрироваться в налоговых органах!
Чиновники не сказали, что все заказы, выполненные любым таксистом практически «навсегда» сохраняются в базе данных компьютеров колл-центра, а номера автомобилей и все данные их водителей позволяют в прямом смысле за секунды определить, кто, когда, кого, куда, за какое время и за какие деньги отвозил.
Чиновники так же не сказали, что все необходимые налоги колл-центры платят, как и любые другие юрлица. А таксисты закупают бензин, запчасти и амортизируют и ремонтируют свои машины за свой счет. А кроме того, подоходный налог в 13% никто еще не отменял. Вобщем чиновники, эти «бессеребренники», очень сильно огорчились от того, что «таксисты не платят налоги».
Чиновники продолжили: Все такси должны быть с шашечками, все они должны быть с фонарями на кузове, все они должны быть только двух цветов (белый и желтый), все они должны иметь счетчики. Все это нужно для того, чтобы в такси был «порядок». Чтобы клиенты знали, какая машина к ним приедет! Ато понимаешь заказываешь такси, ждешь нормальную машину, а к тебе приезжает «разваливающаяся и провонявшая шаха»!
Опять же чиновники не сказали, что ни таксистам, ни клиентам, ни владельцам такси-сервисов ничего этого (никаких шашечек и счетчиков) не нужно. Т.е всем кто работает на оказание услуги и всем кто ее потребляет ничего этого не нужно ВООБЩЕ. Если клиента беспокоит качество транспорта, то он может при заказе, по телефону указать, какого уровня и какую именно машину ему нужно. Хочешь иномарку,-только скажи об этом диспетчеру, и к тебе приедет иномарка. (Я лично видел как люди таксуют и на новеньких маздах и на фольцвагенах и в целом подавляющее большинство машин было в хорошем техническом состоянии). А кроме того чиновники как-то забыли, что на «разваленной шахе» таксист много не наездит и ни один нормальный человек не согласиться долгими часами сидеть в «провонявшем салоне» авто. То есть чиновники забыли, что таксист ПЕРВЫЙ заинтересован в поддержании своего авто в хорошей форме, как в плане технических параметров, так и по обонятельно-осязательной части.
Много еще чего «хорошего» понапридумывали бюрократы для «улучшения» работы такси-сервисов, к созданию и работе которых они не приложили никаких усилий и не потратили на них ни одной государственной копейки.
При этом ни одному бюрократу не пришла в голову идея, создать хорошее и правильное ГОСУДАРСТВЕННОЕ такси, в котором:
- все водители были бы профессионалами,
-никто из водителей не является бы совместителем,
-все машины были бы только желтые или белые
-и на всех машинах имелись бы шашечки и фонари,
- во всех машинах имелись бы счетчики
-ответственность такси-сервиса за здоровье клиента в пути была бы застрахована т.д.
А создав правильное ГОСУДАРСТВЕННОЕ такси, чиновники смогли бы предложить его казанцам в качестве альтернативы и конкурента «безответственным и полулегальным колл-центрам».
Ничего этого не произошло. Да и зачем, когда один из крупнейших такси-сервисев и так «ходит под мэром» и надо просто убить конкурентов и картелизировать рынок?
Лонг стори шорт… Не успела еще «забота» чиновников в виде их идиотских требований и законодательных регулировок, в полной мере установиться в работе такси-сервисов, как цены на такси подскочили на 80%. Заказ, который в апреле прошлого года стоил 140 рублей, сегодня стоит 260 рублей. А когда результаты чиновничьей «заботы» проявятся в полную силу, то цены на такси поднимутся еще больше.
Именно с этим я и поздравляю всех жителей Казани, которые, как в «старое доброе время», уже начали снова обтаптывать поребрики с «протянутой рукой», потому что позволить себе такси, как всего еще год назад, уже не могут. Дороговато стало, а станет еще дороже! Приходится выходить из дому и искать шального бомбилу-подешевле. Заказывать такси из дома и кататься на нем за копейки уже не получается.
Куча народу, боясь штрафов (5 рублей сегодня. Это грубо говоря,-недельный заработок таксиста «чистыми») и проблем с проверяющими, перестало работать/подрабатывать в такси. Машин стало меньше, цены естественно вырастут. Многие перестали работать, потому что не хотят регистрировать ИП только для того, чтобы таксовать. Многим «совместителям» невдобняк светиться перед соседями/друзьями/коллегами с шашечками и фонарями. Многие не хотят брать в лизинг (т.е. горбатиться за выкуп 2-3 года) «белые или желтые» машины-такси. Таксисты, которые не ушли из такси, на которых раньше заказы сыпались непрерывным потоком, сейчас часами ждут заказов ничего не зарабатывая. Т.е. многие перестанут работать просто потому, что не будет достаточного количества заказов. Многие не станут перекрашивать свои машины в белый или желтый цвет к 2013 году и вынуждены будут так же перестать работать из-за «неправильного» цвета своих авто и т.д. и т.п. Короче в 2013 году, машин станет совсем мало, цены на такси улетят в стратосферу.
Я даже допускаю, что цены на такси вырастут настолько что их вообще мало кто будет вызывать и рынок такси сузится до сегмента «вип-такси» для туристов. А все перейдет в то состояние, в котором такси было до середины нулевых, т.е в никакое. С той лишь разницей, что тогда у ментов и прочих «проверяющих» не было законных оснований доебываться до бомбящих автомобилистов. А сейчас их можно гнобить как «незаконных предпринимателей».
Появляется еще один гнусный момент, на который я бы хотел обратить внимание. Если раньше, т.е. до появления такси-сервисев ты как водитель относился к «голосующим у поребрика» нормально и дружелюбно, и соглашался их подвозить иногда за символическую плату, а при ЧП, или если речь шла о симпатичной бабели, то и вовсе забесплатно; то сейчас, в ситуации, когда есть такси сервисы, у каждого водителя, который не прочь подбросить голосующего будет возникать вопрос: «А почему он не вызвал такси? Или он скупердяй или он нищеброд без денег. В любом случае он будет предлагать мне меньше денег, чем в такси. А почему я должен за свой счет разгребать дерьмо такси-сервисов или кто-то за мой счет должен компенсировать свою скупость или нищебродство?» А голосующий у поребрика в свою очередь будет думать: «Щас! Щас! Вызывать такси не будем. Сэкономим деньги. Щас нарисуется какой-нибудь бедолага, которому наш мятый стольник нужен настолько, что он нас ради него повезет хоть куда». Таким образом, между потенциальными «подбрасывателями» и «голосующими у поребрика» будет вбиваться клин взаимного неуважения и презрения. Это пока незаметно, но по законам человеческой психики разобщенность и потеря чувства плеча и симпатии между голосующими и подвозящими будет нарастать. Мало кто из автомобилистов теперь будут подбрасывать из альтруистических побуждений или из любопытства или за разговор, потому как они будут чувствовать что голосующий подразумеваемо их не уважают и считают «ишачьим паром», причем одноразовым. А раз так, то мне плевать что кто-то мерзнет поздно вечером или куда-то спешит. Он мог вызвать такси? Мог. Не вызвал? Не вызвал. Он считает меня «демпингующим бомбилой»? Он ошибается. Вот и путь он голосует/опаздывает/мерзнет/мокнет дальше. Поэтому, из за схода с рынка «подбрасывателей-альтруистов», разница в цене между профессиональными бомбилами и легальными таксистами будет сокращаться и со временем она стабилизируется. Естественно учитывая скидку бомбил, народ будет пользоваться из услугами. А такси будут вылетать в трубу, т.к. у них будут издержки которых нет у бомбил. Госорганы будут за госденьги будут в интересах картелизированных такси-сервисов давить на бомбил, но цены опять же будут приспосабливаться с учетом этого «давления» и т.д. и т.п.
Закон установления цены через взаимодействие спроса и предложения не отменим! Отменить его не под силу никакому госрегулированию. Госрегулирование может выступить только одним из факторов, который влияет на цену или на предложение, но самого взаимодействия цены с предложением оно отменить не в силах. Это закон человеческой природы.
Многие мелкие такси-сервисы уже закрылись. Крупные остались и находятся в стадии «раздела рынка», т.к. картелизиации рынка.
Так что, к поребрикам казанцы! К поребиркам! Протягивайте руки не стесняйтесь! Торгуйтесь с бомбилами бойчее! Мокните под дождем, мерзните на морозе! Ах у вас бабушка, которая еле ходит, которую надо куда-то отправить? У вас жена с маленькими детьми?! Вам самим надо куда-то ехать, а с деньгами у вас в данный момент не густо? Кого ипет? К поребрику вам сказали! Ах вы не хотите к поребрику? Тогда платите за такси с поправкой на инфляцию, три-четыре раза больше, чем платили пару лет назад. А вы как думали? Безопасность, красота, надежность, крупнейший такси-сервис города курируемый аж самим мэром. А главное ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛЬ за «преступными капиталистами»… За все надо платить! И вы заплатите, не деньгами, так топтанием у поребриков!
Сидят на измене все. Удовлетворены только бюрократы!
Зато они лихо рапортуют о наведении порядка на рынке услуг такси Казани!
Чиновники празднуют торжество госрегулирования и победу над «вакханалией дикого рынка»!
Кто-то посмеет после этого поста сказать, что гос. регулирвание полезная и нужная штука?