заметки к теории хуй знает чего того, почему я нихуя не могу написать - часть 1

May 22, 2018 03:22

0.стихия языка - всеобщность. к существу языка принадлежит стремление к значимости, понятности для всех (всех, кто способен к языку).

1.
человек - говорящее животное.
как говорящее животное, человек - субъект бессознательного. это значит, что он существует в ситуации империалистической войны между конституирующим его не-символизируемым реальным (травмой/влечением/телом/плотью) и символическим (языком).
победа любой из сторон означает конец и субъекта, и речи. если побеждает реальное, от субъекта остается только обладающее голосом тело, а от речи - крик там, мычание. победа символического означает превращение субъекта в механически соединяющий слова автомат.

2.
субъект с помощью языка обретает память. память - это накопленные посредством языка содержания опыта субъекта. понятно, за что отвечает разделенная с другим память.
память всегда рискует превратиться в руину, то есть, в уже-не-бытие, в нечто, что существует вне действительности (actuality). память превращается в руину, когда содержания памяти не поддаются сообщению. тогда память замыкается на саму себя, и возникает абсолютно частный, заброшенный язык, который шепчется сам с собой (руины всегда множественны - к друг другу-то они и отсылают). речь субъекта превращается в невнятное бормотание.

3.
обратная памяти тема - то, что я, наверное плохо, называю абстракцией. это когда субъект намеренно отрывает свою речь от своего опыта - то есть, совершает жест, направленный на превращение себя в вышеупомянутый автомат. в общем-то, всякая научная речь как раз отчасти основана на этом (за счет специальных операций субъект научной речи сам становится всеобщим - или хотя бы пытается).
но есть радикальная форма этой самой "абстракции", когда субъект пытается дать высказаться (высказать-ся) самому языку, стерев себя вообще. любопытным образом, получается ровно так же невнятно, как и в случае руины и иногда черта с два отличишь одно от другого. вот взять если современную поэзию.

4.
у самого языка есть материальный аспект - то в языке, что "само не своё". он связан с абсолютно случайным происхождением всех значащих элементов языка, да и вообще с их полной случайностью - и с тем, что с этими элементами можно творить что бог на душу положит - и тут уж поминай как звали. "всем встать, речь идет".
(я страшно застреваю в этой теме. дайте мне пару слов - я могу провести с ними весь день. ну этому хайдеггер нас всех научил. вот возвратный глагол "мыслиться": что мыслит-ся в этом тексте? - что мыслит себя в этом тексте? ну и понеслась).

продолжим позже

text, philosophical trip, telega

Previous post Next post
Up