materialist dialectic: accomplishments and problems

Jun 01, 2017 06:38

so, Альтюссер является несомненно ключевой фигурой в развитии материалистической диалектики. и всё из-за его спинозизма. именно присутствие Спинозы (скрытое или явное) в его попытке сформулировать тру материалистическую диалектику делает его таким значимым. и в то же время становится впоследствии причиной его коллапса в алеаторный материализм.
а все дело, конечно, в этой самой спинозистской абсолютно бесконечной субстанции.

говоря абстрактно, материалистическая диалектика отличает себя от идеалистической (имеется в виду, разумеется, главным образом, Гегель) диалектики по двум признакам:
1)если последняя представляется как собирающая, систематизирующая теория пройденного пути, "свершенного дела", то первая должна быть трансформативной, преобразующей. и это, вообще говоря, просто адекватное понимание диалектики как учения о движении (у Альтюссера с этим значением связывается термин "практика", однако с этим все сложно).
2)аспект "материи": идеалистическая диалектика - это так или иначе "не-всё". хотя каково именно содержание того "ещё", которое есть помимо неё, - тут, в общем, раздолье (у Альтюссера это, ясное дело, сверхдетерминация).
вопрос о связи одного с другим, "трансформативности" и "еще", - не только любопытный, но и, возможно, решающий (у Альтюссера тут Ленин, виртуозный практик сверхдетерминации).

но, в общем, если обратить внимание на второй пункт, то беда Гегеля, в общем-то, в том, что он как-то очень легко расправляется со Спинозовской абсолютно бесконечной субстанцией. как? по видимости, за счет превращения субстанции в субъект. с рефлексией, как водится. ну и субъект и переходит в свой предикат, что и есть базовая фигура гегелевской диалектической логики.
однако если то же самое сказать в терминах Спинозы, то получится, что субстанция переходит в свой атрибут. что, конечно, какая-то дичь, потому что субстанция-то остается абсолютно бесконечной. и тут-то и появляется "материя" материалистической диалектики; эта "материя" обозначает не что иное, как остаток, избыток субстанции, который оказывается вытеснен гегелевской логикой.
ну тут Альтюссер по каким-то причинам (каким? на первый взгляд, совершенно идеологическим, but that remains to be seen) и останавливается, выбирая в итоге не Гегеля, а Спинозу, признав, что этот избыток вообще не диалектизируем.
однако рецепт победы прямо противоположный: спинозистская субстанция - это тайный очаг контрреволюции, и хотя обнаружить его можно только с помощью Спинозы, именно Гегель - наш, пусть и облажавшийся, союзник. и задача - исправить его ошибку, и диалектизировать/экспроприировать и абсолютно бесконечное сущее. просто средства гегелевской логической диалектики для этого не годятся.

revolution, text, philosophical trip, dialectic, telega, problem?

Previous post Next post
Up