Вы помните себя в 15-17 лет? Помните, как выбирали, куда пойти учиться и почему туда? Кто вам в этом помогал, подсказывал, советовал? Или вы все это делали самостоятельно? Легко это вам далось или трудно? Помните? А как вели себя при этом ваши родители? Помогали? Поддерживали? Полностью отстранились? Диктовали свою волю? Спорили? Или изредка задавали вопросы, чтобы убедиться, что в этом плане что-то все-таки происходит в этом направлении?
Я справа.
Времена изменились кардинально. Мир меняется так быстро и так непредсказуемо, что изменения в мире профессий неизбежны, а иногда просто непредсказуемы. Ну кто знал еще 20 лет назад, что появятся соцсети, которые создадут новое направление профессий, их обслуживающих. А беспилотники? А урбанистика? А биоинженерия? А 3D- моделирование?
При таких революционных изменениях рынка труда школьное образование практически не изменилось со времен Яна Амоса Коменского, основателя педагогики, по которой до сих учатся большинство школьников - учить всех всему. Это было огромное, прорывное достижение для 17 века, когда население планеты было малограмотным и непросвещенным. Но с тех пор было сделано столько открытий, накоплено столько знаний, что современному человеку просто невозможно все это вместить в свое сознание.
Тогда чему же учить? Безусловно, необходимо дать научную картину мира. А затем учить тому, что человеку больше всего интересно, важно, к чему у него есть способности, которые он может реализовать для себя и других.
Нужно учить детей по индивидуальным программам, с учетом их интересов, способностей, склонностей. Тогда у детей с самого детства интересуются - а что ему нравится и почему. Тогда за детьми с детства наблюдают - что у них особо удачно получается, что им приносит удовольствие. Тогда вместе с детьми строят маршруты развития тех направлений, которые им наиболее интересны. Так ребенок учится: уважать свое мнение, принимать решения, понимать себя.
Но это - идеальная картинка, которая чаще всего мало соответствует реальности.
В детском саду - одна общая программа для всех детей в группе.
В младшей и средней школе - та же картина - общая программа для всех.
В старшей появляется возможность выбрать профиль - их минимум 5, а для москвичей и того больше. Что такое профильный класс? Это - углубленное изучение ряда предметов, которые, собственно, и составляют профиль. В гуманитарном профиле больше литературы, истории, иностранного языка, в математическом - алгебры, геометрии, физики, информатики.
Казало бы, вот это и есть выход из положения - каждый старшеклассник выбирает наиболее интересные для него предметы и идет своим путем.
Но выбор есть, а основания для него еще нужно найти. Ведь выбор - это не только предпочтение, но и отказ. Выбираешь гуманитарный - отказываешься от математического или естественно-научного. Вроде все понятно, но… А если ошибся, передумал? Что тогда?
Вот это все и составляет содержание работы профориентатора:
- рассказать подростку, что такое рынок труда, как он устроен, что на нем сейчас происходит - тренды и тенденции;
- объяснить, из чего состоит любая профессия;
- помочь составить «формулу» его профессии;
- помочь подростку соединить две (пока не пересекающиеся для него) прямые - образование и профессиональная деятельность - как их сегодняшней точки его жизни можно построить маршрут к тому, чем ему хочется заниматься в жизни;
- помочь собрать основания для выбора - профиля в старшей школе, списка предметов ЕГЭ, направления в колледже или вузе;
- показать алгоритм выбора колледжа или вуза при помощи помогающих интернет-ресурсов;
- наметить дальнейшие реальные действия, исход из актуальной ситуации - записаться на курсы, сходить на день открытых дверей, собрать информацию, пройти профессиональную пробу и др.
Если вы нашли своего профориентатора, вам повезло! Если вы еще в поиске, рекомендую ту самую Ирину Владимировну, с которой мы прошли огонь и воду, в результатах чьей работы я уверена. По промокоду Evgenia скидка 15%. Нам всем нужны свои люди, явки и пароли.
Ирина Владимировна: Ватсап или Телеграм +7-964-635-46-81
Удачи!