Полное название этого музея - Учебный музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Учебное заведение было открыто в 1876 году на средства барона фон Штиглица, музей - в 1896 году. Идея создания музея при учебном заведении проста - нужно чтобы студенты прямо в стенах альма-матер учились на образцах мирового искусства. Кратко об истории академии можно прочитать в конце этой записи (информация скопирована из Википедии).
1. Большой выставочный зал Академии
Я записывалась на экскурсию в этот музей утром в день посещения (это был наш последний день в Питере, если не считать следующее утро, когда мы уже уезжали). Сначала пыталась дозвониться им, но до 11 часов они не работают, никто не брал трубку. А с 11 часов телефон был безнадежно занят. Тогда я написала им в ВК, там ответили быстро. Из-за того, что это был будний день в апреле (туристов в городе было еще мало), свободные места оказались на 13:30 и 15:30. Мы записались на 15:30. Оплата происходит перед экскурсией в кассе музея (если не пришел или опоздал, места отдаются другим желающим). Стоимость индивидуального посещения с экскурсией в составе сборной группы 900 рублей с человека при бронировании и оплате в музее (экскурсионные агентства продают эту экскурсию в 2 раза дороже). Посещения без экскурсии для обычных посетителей в музее нет. Экскурсия длится 1,5 часа.
Очень довольны экскурсией! Рекомендую всем, кто интересуется историей мирового декоративно-прикладного искусства.
Узнала об этом музее в жж Лены
glukovarenik. Спасибо ей большое!
2. Над лестницей Большого зала располагается скульптура А. Л. Штиглица
На стенах галереи Большого выставочного зала располагается гипсовая копия Большого фриза Пергамского алтаря. «Пергамский алтарь» - один из самых значительных памятников искусства эллинистического периода, сохранившихся до наших дней. Основная тема рельефных изображений - «гигантомахия» или битва богов с гигантами.
«Смысловую основу рельефа составляет ясная аллегория: боги олицетворяют собой мир греков, гиганты - галлов. Боги воплощают в себе идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты - неизжитые родоплеменные традиции пришельцев, их исключительную воинственность и агрессивность. Аллегория ещё одного рода составляет основу содержания знаменитого фриза: Зевс, Геракл, Дионис, Афина служат олицетворением династии пергамских царей» [Климов О. Ю. Пергамское царство: проблемы истории и государственного устройства]. (Скопировано из Википедии).
3. Фрагмент копии фриза Пергамского алтаря в музее академии Штиглица
4. То же
5. Для наглядности - общий вид западного фасада Пергамского алтаря. Экспозиция в Пергамском музее (фото из Википедии, автор Lestat (Jan Mehlich))
В истории академии Штиглица было время, когда и само учебное заведение, и музей при нем были упразднены. В здании располагались разные учреждения, не имеющие отношения к искусству. Большинство экспонатов были переданы в Эрмитаж. А целей поддерживать в надлежащем состоянии росписи стен не было. Очень многое было утрачено (почти всё). И только последние десятилетия залы музея постепенно реставрируются и воссоздаются в их первозданном виде. Вероятно, по этой причине этот музей не настолько широко известен гостям (и даже жителям) северной столицы. Но воссоздан он не полностью, насколько я поняла. При создании музея в нем было гораздо больше залов, чем сейчас открыты к посещению для экскурсантов (залы перечислены в
статье Википедии про музей). Я, например, не помню, чтобы в экскурсии были такие залы, которые есть в описании интерьера музея в Википедии: Египетский, Готический, Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV, Венецианский, Фарнезе, Елизаветинский, Фламандский, лоджии Рафаэля. Значит, музей до революции был гораздо больше, чем сейчас.
6. Галереи с предметами мебели
7. Фрагмент шкафчика
8. То же
9. Зал «Теремок» представляет древнерусское искусство
10. Роспись сводчатого потолка зала «Теремок»
11. Наш экскурсовод показывает коллекцию кукол в костюмах губерний Российской империи
Коллекция кукол и других предметов декоративно-прикладного искусства в витринах этого зала бережно хранится и для сохранности открывается только во время экскурсии конкретной группы в русском зале.
12. Вестибюль, с которого начинается экскурсия в музее
13. Папская галерея
«Художественное оформление Папского зала выполнено в стиле итальянского Возрождения и восходит к знаменитым Папским лоджиям Двора Сан Домаз в Ватикане. Декоративный прием, использованный в оформлении зала, получил название "гротески"» (из информационного стенда в музее).
14. Музей располагается на двух этажах. Лестница
15. Зеркало на стене напротив лестницы создает перспективу
16. Фрески на стенах лестницы
17. Витраж
18. Вход в зал Медичи
17. Зал Медичи
18. Стул в зале Медичи
19. Бюро
20. Кабинет в неоготическом стиле
21. В музее нашлось место и советскому искусству. Портрет лётчика В.П. Чкалова
Завершается экскурсия в зале голландских печей. Голландские печи красивы, но по воспоминаниям современников, не очень эффективны в обогреве. Коэффициент полезного действия составляет около 40-55% (данные из Википедии). В основном такие ставились во дворцах и богатых усадьбах.
22.
.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Для себя копирую из Википедии:
«Барон Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц (1814-1884) - крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России (1860-1866), меценат, благотворитель».
«В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), основано Центральное училище технического рисования» «для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой». «Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие». «Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ». «Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле». «В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, декоративной живописи и резьбы, майолики, чеканки, ксилографии, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела».
«После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1918 году училище было названо Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году учебное заведение с музеем и библиотекой влилось в Петроградский ВХУТЕИН. В 1924 году Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать, как самостоятельное учебное заведение».
«В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как художественное среднее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства.
В 1948 году оно становится высшим учебным заведением - Высшим художественно-промышленным училищем (ЛВХПУ). До 1960 года, пока сохранялась большая потребность в реставраторах, восстанавливающих разрушенное в годы Великой Отечественной войны, при институте работало подразделение, где готовили специалистов среднего звена (так называемое «отделение мастеров»).
В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание советского монументального и декоративно-прикладного искусства.»
«В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица».
Ссылки:
https://vk.com/stieglitz_museum - сообщество музея в ВК для записи на экскурсию
https://www.ghpa.ru/museum-expo/poseshchenie-muzeya - о посещении музея
https://www.ghpa.ru/museum-expo/istoriya (кратко история и фото музея с сайта академии)
Другие рассказы о музее:
https://glukovarenik.livejournal.com/2991180.html (часть 1)
https://glukovarenik.livejournal.com/3043850.html (часть 2)
https://michaelmilaev.livejournal.com/96371.html Музей Академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Часть 2. Основание музея. Архитектор МесмахерМузей Академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Часть 3. Интерьеры музеяА что это - Академия Штиглица? Что там интересного? Рассказываю и показываю. (много фото)Едете в Петербург? Включите в маршрут Академию Штиглица. Это настоящее чудо!