Перечислю концерты, на которые ходили со Славой в ноябре.
7 ноября 2023 г. Российская академия музыки имени Гнесиных. Малый зал.
Концерт цикла «Романтизм. Истоки и горизонты». Музыка барокко и XX-XXI веков
Сезон 2023-2024 - это XI сезон концертов этого цикла. Мы ходим на эти концерты с 15 марта 2016 года, это уже наш восьмой сезон. Несмотря на то, что концерты посвящены в большей степени музыке романтизма, на них исполняется музыка и предшествующей эпохи (барокко), и музыка более позднего периода, в том числе очень новаторская. Обычно один концерт посвящен музыке какого-то одного периода или творчеству одного-двух композиторов (как правило тех, юбилей которых отмечается музыкальным миром). В этом сезоне организаторы решили отступить от этой традиции и смешать в одном концерте музыку разных эпох. Концерт понравился, даже не могу выделить, какие номера понравились больше.
Фотографии и программа концерта «Музыка барокко и XX-XXI веков» взяты со страницы в ВК
https://vk.com/romantizmistokiigorizonti:
Ф. Куперен. «Королевский концерт» №4 (переложение для скрипки, виолончели и фортепиано)
Исполняют Николай Бормотов (скрипка), Иван Кузьмин (виолончель) и Андрей Гапонов (фортепиано)
Ф. Пуленк. «Каприччио» по музыке из кантаты «Бал-маскарад» для двух фортепиано
Исполняют Юлия Мельникова и Оксана Гладкова
А. Вивальди. Ария Странника «O servi, volate» из оратории «Триумф Юдифи»
Г. В. Свиридов. «Березка» из цикла «У меня отец - крестьянин», «Зимняя дорога»
Исполняют Анна Ракова (вокал) и Ирина Наумова (фортепиано)
А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром до мажор
Исполняют Яна Красненкова (гобой) и Алина Хабибулина (партия оркестра)
И. С. Бах. Хоральная обработка «Овцы могут спать спокойно» из «Охотничьей кантаты»
А. Казелла. «Страницы войны», четыре музыкальных фильма для фортепиано в 4 руки, соч. 25:
1. «В Бельгии: проход немецкой тяжелой артиллерии»
2. «Во Франции: над руинами Реймсского собора»
3. «В России: атака казачьей конницы»
4. «В Эльзасе: деревянные кресты»
Исполняют Анна Суслина и Полина Карелина
С. С. Прокофьев. Сарказмы № 1 и № 3, соч. 17
А. Н. Скрябин. 4 пьесы, соч. 51
Исполняет Вера Станева
Г. Ф. Гендель. Ария «Cangio d’aspetto» из оперы «Адмет»
А. Вивальди. Ария «Vedro con mio diletto» из оперы «Юстин»
Исполняют Софья Третьякова (меццо-сопрано) и Юлия Солодовских (фортепиано)
К. Ф. Э. Бах. «Гамбургская» соната для флейты и клавира
Исполняют Аглая Безотосная (флейта) и Александр Маркин (фортепиано)
И. С. Бах. Прелюдия и фуга соль минор (ХТК, том 1)
С. В. Рахманинов. Музыкальные моменты си минор, ми минор, соч. 16 7’
Исполняет Александра Ермишина
И. С. Бах. Прелюдия и фуга ля минор (ХТК, том 1)
И. Ф. Стравинский. «Русский танец» из балета «Петрушка»
Исполняет Олеся Пастушеня
Ю. Маевский. Фантазия на темы Дж. Гершвина для двух фортепиано
Исполняют Алёна Мамонова и Анна Жукова
***************************************************************************************************************
21 ноября 2023 г. КЗ «Зарядье». Малый зал.
БАРОККО vs XXI век
Слава предложил мне сходить в этот вечер на какой-нибудь концерт. Я посмотрела афиши и выбрала из некоторого количества интересных концертов такой, название которого почти полностью повторяет название первого концерта. Меня вдохновил на выбор этого концерта состав музыкальных инструментов: я никогда не слышала виолу да гамба и виолу д'аморе. Музыка, звучавшая на этом концерте, оказалась для меня незнакомой, с одной стороны, а с другой стороны, очень понравилась. Сам концерт и его исполнители оказались в некотором смысле открытием, настолько неожиданно сильно они мне понравились! Музыканты в этом составе собрались именно для этого концерта, они живут в разных городах и выступают в самых разных составах, каждый из них очень интересный и талантливый человек (если почитать их биографии):
- Ольга Ивушейкова, флейта (Москва);
- Дарья Борковская, клавесин (Москва);
- Руст Позюмский, виола да гамба (Санкт-Петербург);
- Сергей Полтавский, виола д'аморе, электроника (Москва).
Вел концерт Сергей Полтавский, рассказывал о виолах да гамба и д'аморе, немного рассказывал о музыкальных произведениях эпохи барокко. Музыка барокко - период развития классической музыки конца XVI - первой половины XVIII века.
Клавесин и ноутбук (тоже инструмент-участник концерта) на сцене Малого зала до начала концерта
Программа концерта «Барокко vs XXI век»:
https://zaryadyehall.ru/afisha/novim/barokko-vs-xxi-vek-/ I отделение
Бертали
Чакона для виолы д’аморе и континуо
Марини
Соната для виолы д’аморе, виолы да гамбы и континуо
Шмельцер
Соната № 3 соль минор для виолы д’аморе и континуо
Уильямс
«Имитация Птиц» для флейты, виолы д’аморе и континуо
Леклер
«Воссоздание музыки» для флейты, виолы д’аморе и континуо
Сент-Коломб
Cюита для виолы да гамба соло
Телеман
«Парижский квартет» № 6 ми минор
I отделение концерта «Барокко vs XXI век»
II отделение
Второе отделение отличалось от первого тем, что музыканты в некоторых произведениях выступали соло. Больше всего из второго отделения я бы выделила «Гнездование журавлей» для флейты соло, Cюиту для виолы да гамба соло Руста Позюмского, которая сопровождалась авторскими эпиграфами к каждой части, а также первое и последнее произведение, исполняемые всеми музыкантами в сопровождении электроники: в живое звучание инструментов добавлялись электронные звуки и запись самих инструментов (loop).
Райли
Tread on a trail в версии для флейты, виолы д’аморе, виолы да гамба, клавесина и электроники
Офферманс
«Гнездование журавлей» для флейты соло
Фритш
«Виолектра» для виолы д’аморе и электроники
Лигети
«Passacaglia Ungherese» для клавесина соло
Позюмский
Cюита для виолы да гамба соло
Дэвидсон
Message Ground для флейты, виолы д’аморе, виолы да гамба, клавесина и электроники
II отделение концерта «Барокко vs XXI век»
***************************************************************************************************************
28 ноября 2023 г. Москонцерт. Музыкальная квартира на Тверской.
Гитара, флейта и рояль
Фотография-афиша и программа концерта с сайта Москонцерта:
https://mosconcert.moscow/meropriyatiya/klassika/gitara-fleyta-i-royal/ Концерт проходил в новом для нас концертном месте - музыкальной квартире на Тверской. В обычном многоэтажном здании, бывшем доходном доме Н.Ф. Капырина (построен в 1901 г., перестроен в 1912 г.), в котором сейчас размещаются разные организации, в одной из квартир находится музей Жванецкого, открытый в ноябре 2023 года (
статья РГ). Здесь же теперь проходят камерные концерты Москонцерта. Я выбрала этот концерт за сочетание инструментов и программу. Концерт понравился, хотя немного мешал шум машин, доносящийся с Тверской улицы, а еще видно музыкантов было не очень хорошо: приподнятой сцены нет, зрители сидят на том же уровне, что и выступающие музыканты, а сидящие впереди зрители загораживают обзор.
Программа концерта «Гитара, флейта и рояль»:
П. Чайковский
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» (переложение для флейты и фортепиано)
А. Иванов-Крамской
Вариации на тему романса А. Варламова «На заре ты её не буди» для гитары соло
«Элегия» для гитары и фортепиано
«Лирический вальс» для гитары и фортепиано
О. Тактакишвили
Соната для флейты и фортепиано
Allegro cantabile
Moderato con moto
Allegro scherzando
Р. Львович
Соната «Памяти А. Иванова-Крамского» для гитары и фортепиано
С. Рахманинов
«Колыбельная» (из 6 романсов op. 16) для фортепиано соло
«Юмореска» op. 7
А. Петров
Две старинные мелодии для флейты и гитары
И. Рехин
«Та-Бо-Са» для флейты и гитары
В. Гаврилин
«Тарантелла» из балета «Анюта». Переложение для флейты и фортепиано
А. Виницкий
«Жёлтый верблюд» для гитары соло
«Один день в Марселе» для флейты и гитары
«Попурри на темы Ю. Саульского» для гитары и фортепиано