В мае я ходила на концерты в среднем раз в неделю. 3 концерта было в РАМ имени Гнесиных и 1 концерт в ММДМ. Ходила в разном составе, в том числе со Славой и друзьями.
16 мая сходили на заключительный концерт цикла "Романтизм. Истоки и горизонты" в РАМ имени Гнесиных. Это камерные концерты, на которых выступают ученики, выпускники и иногда преподаватели Гнесинки и звучит музыка романтизма - направления, получившего развитие в XIX веке, но не ограниченного временными рамками.
Программа концерта 16 мая была посвящена 190-летию Иоганесса Брамса и включала его камерные инструментальные и вокальные произведения.
Уже затрудняюсь вспомнить, что понравилось больше, а что меньше, но в целом концерт был хороший.
Николай Бормотов (скрипка), Хонг Чанггын (фортепиано) на концерте 16 мая
Любовь Балашова (сопрано), Людмила Духан (фортепиано) на концерте 16 мая
21 мая на воскресном дневном концерте слушали учеников класса Алексея Вакера (фортепиано). Пианист Алексей Вакер за годы, что мы ходим на концерты в Гнесинку, вырос из студента в преподавателя. Студенты у него тоже отлично играют. Гнесинка держит планку.
Программа концерта учеников Алексея Вакера
Все концерты (слово "концерт" здесь в значении названия музыкального произведения) исполнялись в четыре руки с участием самого Вакера: он играл партию оркестра.
Дарья Войтюк и Алексей Вакер исполняют Концерт №5 фа мажор К. Сен-Санса
Екатерина Герасимова и Алексей Вакер исполняют Концерт №1 фа-диез минор С.Рахманинова
А 30 мая в Концертном зале РАМ имени Гнесиных Алексей Вакер давал сольный концерт.
Программа концерта 30 мая
Кроме прекрасного исполнения большое впечатление произвел прием, устроенный Вакеру слушателями - его друзьями, поклонниками, учениками. Его завалили цветами: он уносил их за кулисы несколько раз. И сам он был очень тронут таким приемом. Обычно он сохраняет невозмутимость и внешнее спокойствие во время всех концертов, на которых мы его видели. А тут просто разулыбался на сцене.
Алексей Вакер на сольном концерте 30 мая
Очередной концерт у меня был на следующий день. Когда я побывала на органном концерте в Большом зале Московской государственного консерватории имени П.И. Чайковского, Алиса посоветовала мне сходить на органный концерт в ММДМ с ведущим Артемом Варгафтиком. Я записала себе в планы концерт, который должен был состояться 31 мая, и позднее предложила Алисе составить мне компанию. Алиса согласилась, хотя и была на концертах этого цикла в другом сезоне.
Орган в Светлановском зале Московского международного дома музыки - крупнейший в Москве, был установлен в 2004 году
Органный концерт 31 мая в ММДМ назывался "И.С. Бах и музыка собора Нотр-Дам-де-Пари". Оказалось, что концерт полностью посвящен французскому органисту и композитору Луи Вьерну. И даже произведения И.С.Баха были представлены как произведения, которые исполнял Вьерн в Соборе Парижской Богоматери. Луи Вьерн родился в 1870 году, рано проявил музыкальные способности, стал обучаться игре на фортепиано, а в 10-летнем возрасте услышал игру известного органиста Сезара Франка, и позже был принят слушателем в его органный класс. В 1890 году Вьерн стал студентом Парижской консерватории, а в 1892 году помощником Шарля-Мари Видора, занимавшего должность титулярного органиста церкви Сен-Сюльпис в Париже, спустя два года Вьерн стал ассистентом профессора Видора в консерватории. В 1900 году Вьерн победил в конкурсе на одну из самых престижных должностей для органистов во Франции - титулярного органиста Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Эту должность он занимал до своей смерти в 1937 году, которая случилась с ним прямо во время игры на органе в Соборе Парижской Богоматери.
Биографию Луи Вьерна, особенности его жизни (в которой было много трагических событий), особенности исполняемых и сочиняемых им произведений представлял на концерте его ведущий - Артем Варгафтик, а исполнителем концерта была Заслуженная артистка России, органист ММДМ Людмила Голуб (полного и точного перечня ее титулов я не запомнила). В концерте принимал участие ансамбль солистов Национального филармонического оркестра России. В первом отделении прозвучали несколько произведений И.С. Баха, которые исполнял Луи Вьерн во время своей службы в Нотр-дам-де-Пари, а во втором отделении звучали произведения авторства самого Луи Вьерна. На бис Людмила Голуб исполнила два произведения других композиторов в переложении для органа - "Кукушку" Луи Клода Дакена и Прелюдию до-диез минор Сергея Рахманинова.
Программа концерта:
1 отделение
И.С. Бах. Хорал «In dir ist Freude» («В Тебе - радость»), BWV 615
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533
Три хоральные прелюдии:
«Durch Adams Fall ist ganz verderbt» («Грехом Адама все погублено»), BWV 637
«Herzlich tut mich verlangen»(«Всем сердцем я стремлюсь к блаженному концу»), BWV 727
«Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал на смертном одре»), BWV 625
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
2 отделение
Л. Вьерн. Хорал и Allegro из Симфонии № 2 до минор, ор. 20
Л. Вьерн. Триумфальный марш к столетию кончины Наполеона Бонапарта
для органа, трех труб, трех тромбонов и литавр, ор. 46
Людмила Голуб за органом
(не понравилась мне эта разноцветная подсветка органа, я консерватор)
Людмила Голуб и ансамбль солистов Национального филармонического оркестра России
исполняют триумфальный марш Луи Вьерна, написанный на 100-летие со дня смерти Наполеона I (в 1921 г.)
Вообще, этот концерт оставил неясное для меня впечатление. Вроде я и не ожидала чего-то особенного, но ожидание было, и было связано в первую очередь с духовной музыкой, всё-таки были заявлены И.С. Бах и собор Нотр-Дам-де-Пари. Для меня органная музыка в соборе - это в первую очередь разговор между Богом и человеком на языке музыки, по-моему такая музыка должна рождать ощущение близости Божества, его внимания к человеку. А почти все произведения, представленные на этом концерте, были далеки от моего представления о канонах органной музыки. Только одно произведение И.С. Баха немного отвечало моим ожиданиям - «Herzlich tut mich verlangen»(«Всем сердцем я стремлюсь к блаженному концу»), BWV 727. И выбранные произведения, и Луи Вьерн как композитор, и манера игры исполнителя на органе (чересчур бравурная), и даже какая-то кажущаяся нестройность и нечистота звучания органа не дала насладиться концертом в полной мере.
Нашла запись исполнения "Кукушки" Дакена с этого концерта
Click to view