Опера «Хованщина» Мусоргского в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. 5 декабря 2018 года

Dec 06, 2018 22:29

К классической музыке я имею в основном отношение только как слушатель - у меня многолетний опыт посещения концертов, а последние два года - особенно часто. И вот вчера состоялось мое оперное «крещение» - я впервые послушала живую оперу от начала и до конца. Очень боялась, что мне не понравится, станет скучно, захочется встать и уйти. Но этого не произошло, наоборот, я получила удовольствие! К тому же, слушать оперу на родном языке, да еще основанную на историческом материале, о русском народе - это особое удовольствие.

В сообществе блогеров «Люблю Москву» MOSKVA_LUBLU я получила приглашение на постановку оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Как же непросто ставить сейчас классические оперы! И не просто ставить, а заинтересовать, увлечь зрителя и слушателя. Тем более, на оперы ходят, мне кажется, в основном искушенные в театральных и оперных постановках зрители, а не новички, вроде меня.

Опера «Хованщина» была впервые поставлена в 1886 году (122 года назад), и ставили ее по всему миру от музыкально-драматических кружков до крупнейших театров - в Петербурге, Москве, Киеве, Париже, Барселоне, Милане, Дрездене, Нью-Йорке и многих других городах. И поэтому моё особое уважение исполнителям и дирижеру-постановщику оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко за то, что увлекли меня своей постановкой. Мне захотелось посмотреть и послушать другие постановки театра, в числе которых 29 опер и 15 балетов.

1. В этом сезоне театр отмечает 100-летие


2. С историческими постановками театра можно познакомиться в фойе


3. Фотографии из балетов "Баядерка" и "Маленькая смерть"


4. К 100-летию театра приурочена очень большая выставка современных московских театральных художников


5. Елена Поповская. Балет. 2018 г.


6. Панно-триптих пользовалось популярностью


7. Сувениры в магазинчике


8. Все музыкальные


9. Большое пространство для общения и буфета


10. Зрительный зал


11. Сцена перед началом оперы «Хованщина»


Конечно, чтобы идти на оперу, тем более, впервые, надо быть немного «в теме» происходящего на сцене. В театре можно купить самую простую программу с кратким содержанием или очень подробный буклет с либретто. Можно заранее найти и прочитать либретто, которое написал сам Мусоргский, в сети интернет. Но даже если заранее не читать либретто, то все равно непосвященный зритель не останется в неведении: строки либретто проецируются над сценой синхронно с действием оперы. Насколько мне известно, эта техническая возможность сейчас используется в большинстве крупнейших театров, ставящих оперу.

В этой опере композитор захотел показать непростое время в период регентства царевны Софьи. Драматизм событий показан в самых разных его проявлениях - борьба за власть и личные интересы князей, борьба в православной вере между старообрядцами и официальной церковью, сильные характеры и пороки героев, отдельные женские судьбы.

Декорации в этой постановке минимальны. Все действие происходит в одних и тех же стенах, изображающих то площадь города, то стрелецкие палаты, то палаты князей, то старообрядческий скит. На сцене - одни и те же столы и лавки, которые переставляются самими актерами, как будто по ходу действия. Костюмы тоже выдержаны в строгой манере. Небольшие отличия в костюмах только у главных героев - князей Хованских, боярина Шакловитого, раскольницы Марфы и подьячего. Остальные группы актеров (народ, стрельцы, их жены) одеты в почти одинаковые костюмы, характеризующие их занятие. Не хочу раскрывать всех художественных особенностей спектакля, которые каждому зрителю интересно, мне кажется, выявлять самостоятельно. Отмечу только некоторые, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

Хор с оркестром составляют единое целое, сливаются в звучании, очень красиво.

Досифей в конце первого действия, после слов: «И от стремнин горьких, и от язвин своих изыдоша отступление от истинной церкви русской. Братья, други, время за веру стать православную. На прю грядем, на прю великую. И ноет грудь... и сердце зябнет... Отстоим ли веру святую?» обращается к залу: «Помогите, православные!»

Сцена с Эммой, когда решается ее судьба, когда ее жизнь ничего не стоит и нисколько не зависит от нее, а только от того, кто из князей Хованских - отец или сын - возьмет верх. И всё-таки господь на ее стороне: сначала Марфа, а затем Досифей помешали расправе над девушкой.

Очень понравилась сцена с персидками в хоромах Ивана Хованского в четвертом действии. Звучит дудук и другие армянские народные инструменты, которые передают мелодию оркестру, а затем на сцене танцуют восточные красавицы, призванные развлекать князя. Князю хочется веселиться, но невесело ему…

И последняя сцена, скит отшельников-старообрядцев, когда все ставят свечи и поют. И как свечи уносятся ввысь, а затем постепенно все до одной гаснут…

Аплодисменты постановщикам и исполнителям оперы «Хованщина» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко!

12. Иван Хованский - Дмитрий Ульянов


13. Андрей Хованский - Николай Ерохин


14. Досифей - Денис Макаров, князь Голицын - Валерий Микицкий


15. Марфа - Ксения Дудникова


16. Боярин Шакловитый - Алексей Шишляев


17. Персидки


18. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Лазарев


19. Режиссер-постановщик Александр Титель. Главный хормейстер Станислав Лыков


Ссылки на сайт и страницы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко :
Официальный сайт МАМТ
https://www.facebook.com/stanislavskymusic
https://vk.com/musictheatre
https://www.instagram.com/stanmus
https://www.youtube.com/channel/UCiK1CVDHEXjwex6QIagl_Xw

Спасибо за приглашение сообществу блогеров «Люблю Москву» MOSKVA_LUBLU и turandot5!

МАМТ, театр, опера, приглашение, фото

Previous post Next post
Up