Вторник. В этот день мы встали не сильно рано, позавтракали и поехали в Эрмитаж. Доехали нормально, на Дворцовой были примерно в 10 часов. Рядом с Главным штабом стоял металлический каркас сцены какого-то очередного концерта. Я на месте городских властей запретила бы любые временные постройки и концерты на Дворцовой набережной, так как это мешает туристам и горожанам воспринимать площадь в ее величии и историческом облике и мешает фотографировать, конечно.
В этот раз у меня в голове прояснилось, что Главный музейный комплекс
Государственного Музея Эрмитаж состоит из комплекса дворцовых зданий, соединенных между собой переходами: Зимнего дворца, Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа, Нового Эрмитажа, Эрмитажного театра и Дворцовой церкви.
Куст рододендрона во внутреннем дворике Зимнего дворца (единственный мой снимок в этой записи)
Вход в Эрмитаж осуществляется через внутренний двор Зимнего дворца (войти под арку Зимнего на Дворцовой площади), открывается в 10.30. Примерно в 10.15 мы заметили под аркой небольшую очередь и поспешили в нее. Через некоторое время обнаружилось, что мы стоим не в той очереди: эта была за билетами по купленным в интернете ваучерам. Мы переместились в другую очередь (в дворе здания) и простояли еще минут 30, чтобы попасть внутрь. Пока стояли на улице, успели немного замерзнуть (в этот день было прохладно) и проголодаться, но у меня был чай в термосе с печеньем, и мы ими воспользовались.
Кстати, чтобы попасть во многие музеи без очереди, можно купить в интернете ваучер на вход (он стоит дороже входного билета, в Эрмитаж - на 100 рубей, льгот при покупке билетов по интернет нет), получить в обмен на ваучер в отдельной очереди входной билет и пройти в музей без очереди. На деле даже тем, кто получил такой билет, тоже приходилось ждать, чтобы войти в музей, так как при наплыве туристов запускают порциями и тех и других.
Купили билеты без экскурсии, чтобы спокойно без спешки посмотреть только то, что захочется. Я сдала свой рюкзак со всем содержимым, включая фотоаппарат. Решила, что не буду фотографировать, так как прочитала на сайте, что на фотосъемку покупается отдельный билет.
Зашли и сразу с парадной лестницы попали на выставку
"При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа". Очень довольна выставкой и даже написала там отзыв в книге (книги отзывов есть почти в каждом зале). Вале там тоже понравилось, были костюмы как взрослых (парадные и домашние, бальные и войсковые), так и одежда и игрушки детей разного возраста (от малышей до подростков). Я, конечно, в первую очередь обращала внимание на женские костюмы. Помню, как мне понравились императорские костюмы в Оружейной палате (
моя запись об этом), но здесь мое восхищение и удовольствие превзошло в несколько раз. Еще поражали туалетные сервизы с множеством разных приборов.
Нашла несколько ссылок с фотографями и отчетами с выставки, ниже некоторые из них.
При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа / Фотографии. С сайта VASHDOSUG.RU
Исторические костюмы в Государственном Эрмитаже. Автор: Evelina Vedom
В Петербурге открылась выставка “При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа”. Автор Анна Букатко.
Костюм фрейлины императрицы
Костюм кормилицы и колыбель (в ней кукла в платье для дочери императорской семьи)
Еще нашла
ролик про эту выставку. Сначала рассказывают про дворцовый церемониал, а примерно на пятой-шестой минуте начинают показывать некоторые костюмы с этой выставки.
После костюмов и тронных залов мы перешли в залы с парадными сервизами посуды из разных металлов, высшими знаками награждений - орденов Святого Георгия и Святой Екатерины. Запомнились Военная галерея 1812 года, Рыцарский зал.
Потом мы пытались разобраться со схемой расположения залов на бесплатной брошюре, к концу нашей прогулки мы всё-таки поняли, что и где надо смотреть. Пошли смотреть картины Леонардо ла Винчи, возле каждой были толпы иностранных туристов, что не подойти.
Леонардо ла Винчи. Мадонна Литта (между 1480-1491)
Леонардо ла Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа, 1478)
Валю впечатлил "Святой Себастьян" Тициана, пришлось вечером искать в интернете и читать ей про него.
Рубенс "Союз Земли и Воды" (1618)
Электронные копии картин взяты с сайтов:
http://www.hermitagemuseum.orghttp://gallerix.ru/ Точно помню, что проходили залы итальянцев, испанцев, фламандцев и французов. Потом мы почувствовали, что устали, и спустились на 1 этаж перекусить в кафе сэндвичами и чаем. По дороге к кафе и обратно проходили зал Древнего Египта, показала Вале мумию и саркофаги.
Вернулись к осмотру и перешли к скульптуре. Ниже - запомнившиеся скульптуры. Фото скульптур взяты с сайта
http://spbfoto.spb.ru/ Цинцинатус Бароцци. Амур и Психея
Амур, вынимающий занозу из ноги Венеры
Луиджи Бьенеме. Амур с голубями.
Амур и Психея
Антонио Канова. Три Грации
Еще много времени мы провели в залах французской живописи XIX-XX веков. Меня интересовали импрессионисты и постимпрессионисты. Посмотрела, довольна, но такого восторга, как раньше, они у меня уже не вызывают. Понравились картины некоторых ранее неизвестных мне художников, но сейчас названия вспомнить не могу. Сейчас пересмотрела все электронные коллекции Эрмитажа и других интернет-источников, так и не поняла, что мне больше всего понравилось. Придется ехать в Эрмитаж еще раз :)
Самое большое опасение у меня было относительного того, как Валя перенесет Эрмитаж. Но она ходила без скуки и усталости, подходила к заинтресовавшим ее картинам, читала названия, задавала мне вопросы по сюжетам картин. Я пыталась ответить или говорила "не знаю, посмотрим дома в интернете". Наибольшее затруднение у меня вызвали разные библейские и другие религиозные сюжеты и некоторые мифологические.
Я все же немного пожалела, что не взяла фотоаппарат, так как фотографировали все туристы и никто у них билетов не спрашивал. С одной стороны, без фотоаппарата я смогла больше всего посмотреть (мне так кажется), а с другой стороны - без него я не запомнила многих понравившихся и ранее мне неизвестных картин. Для этой цели подошел бы еще блокнот с ручкой, которого у меня тоже с собой не оказалось (наверное у мамы можно было попросить, но я надеялась на свою память). А еще очень понравилась выставка костюмов императорской семьи, которую хотелось бы пересматривать - очень красивые экспонаты и их было очень много. Но за фотоаппаратом было нельзя вернуться: билет дает право только однократного входа в музей (вход как в метро через турникеты). А фотоаппарат был в рюкзаке в гардеробе, куда надо было выходить и обратно меня бы уже не пустили (там толпы народу и никто бы из сотрудников на входе-выходе мне навстречу не пошел и не запомнил бы, что я вышла, чтобы снова зайти).
Вышли из Эрмитажа в 17 часов.