Под "волей" в самом общем смысле этого слова мы понимаем способность индивида под-чинять достижению осознаваемых им целей разного рода ресурсы, обстоятельства и тече-ние событий, т.е. способность управлять ими (иначе говоря, воля - осознаваемая индиви-дом целенаправленность его разного рода способностей). При этом речь идёт именно о достижении осознаваемых индивидом целей и соответственно воля всегда действует в психике человека с уровня сознания.
Психическая деятельность личности и, как следствие, её результаты во всех аспектах жиз-ни обусловлены нравственностью, которая является общей как для уровня сознания в психике личности так и для бессознательных компонент психики. В жизни нравствен-ность и обусловленная ею воля индивида выражаются в алгоритмике психической и всей прочей его деятельности. При этом большую часть времени бодрствования сознание чело-века "едет" по жизни на "автопилоте" автоматизмов бессознательных уровней психики. И в этом процессе одна из функций воли человека - давать санкцию на действие тех алго-ритмов, которые отрабатываются бессознательно автоматически под общим контролем сознания, либо отказывать в такого рода санкции на действие и уводить человека в без-действие или в процесс перенастройки его психики на деятельность на основе других ал-горитмов, в том числе и вырабатываемых им самостоятельно на основе его творческих способностей.
Наличие нравственности, которую человек способен "перепрограммировать" и тем самым изменить свою жизнь, и воли (пусть даже не всегда активной или даже задавленной об-стоятельствами или не пробуждённой) - неотъемлемые свойства личности человека.
И качество субъектности, заложенное в человека Свыше, представляет собой единство -
1) осознаваемая осмысленность жизни,
2) воля, выражающая эту осмысленность.
Если хотя бы что-то одно из этого набора отсутствует, неактивно или задавлено обстоя-тельствами, то качество субъектности личность утрачивает до момента возобновления психической деятельности на основе единства названных компонент. Не обладая ни од-ним из этих качеств, миф не может быть субъектом, живой личностью (как об этом писал А.Ф.Лосев), каковы бы ни были его персонажи - неодушевлёнными объектами или субъ-ектами.
Но в таком понимании субъектности в Жизни могут встречаться субъекты, которым не свойственна нравственность как качество (нравственность субъекта - это по своей сути мерила "хорошо -плохо" в форме простейших обезличенных сценариев развития ситуаций и их компонент, включая и субъектов - персонажей сюжета развития каждой ситуации). И соответственно такому пониманию субъектности человек от прочих субъектов отличается тем, что обладает нравственностью, под воздействием которой его субъективная деятельность может протекать как в русле Божиего Промысла, так и в пределах Божиего попущения.
---------------
Один из аспектов религии как личностных взаимоотношений человека с Богом - способ-ность человека воспринимать некое "это" на фоне потока остальных явлений, которые предстают как "не это". Как мы уже говорили, в Коране сообщается, что эта способность даётся каждому человеку соответственно его нравственности. И эта способность в араб-ском языке именуются словом "Фуркан", значение которого на русский язык переводят как "Различение" и как "Спасение". Оба варианта перевода указывают на два аспекта од-ного и того же явления в психике человека: слово "Различение" указывает на его суть, а слово "Спасение" - на его значимость в жизни человека.
1. Бог не искореняет праведность, а поддерживает и утверждает её в жизни человечества в целом и всякого локального человеческого общества.
2. Сомнение человека не может уничтожить истину, но Бог подтвердит истинность ве-рующему Ему по жизни - свободному от страхов - человеку обстоятельствами самой жиз-ни, снизойдя до миропонимания человека, каким бы этот человек ни был и каким бы ни было его миропонимание.
3. Бог подтвердит именно истинность и праведность как таковые, а не истинность и пра-ведность того или иного исторически сложившегося или формируемого кем-либо веро-учения и традиции вероисповедания на его основе.
Но для того, чтобы даваемое Богом в озарении Различением стало для человека действи-тельно спасительным, в алгоритмике психики человека должен устойчиво работать кон-тур обработки информации:
• то, что дано в Различении, должно быть уловлено осознанным вниманием;
• то, что уловило внимание, должно быть осмыслено в общем потоке течения событий в жизни человека в настоящём и обязательно в связи с прошлыми фактами из его жизни и намерениями на будущее;
• осмысление явленного Богом в Различении обязывает к изменению текущей деятельно-сти и намерений на будущее как в аспекте намеченных целей и обуславливающей их сво-ей реальной нравственности, так и в аспекте путей и средств достижения целей;
• воля человека должна принять переосмысление и должна обрести направленность на воплощение в жизнь переосмысленного.
Но этот контур, локализованный большей частью в пределах психики личности - только составляющая его судьбоносного контура циркуляции информации в процессе Вседержи-тельности Божией:
• праведность в деятельности встречает необоримую поддержку Свыше;
• те или иные уклонения личности в область попущения Божиего встречают ответы в ши-роком диапазоне:
- от того или иного уведомления о несоответствии деятельности Промыслу (через внут-ренний мир человека, через других людей, на языке жизненных обстоятельств, в которых оказывается человек);
- до смерти (естественной или гибели в тех или иных убийственных ситуациях).
Вне зависимости от того, осознают люди этот факт или нет, проблемы большинства со-стоят в неустойчивости по разным субъективным причинам процесса передачи информа-ции в преемственности:
"Различение от Бога ==> внимание самого человека ==> интеллект ==> осмысленная воля, действующая на основе нравственно обусловленной алгоритмики бессознательных уровней психики".
Именно вследствие разнородных сбоев в этой преемственной последовательности передачи и преобразований информации свойственное мифу информационно-алгоритмическое насыщение, попадая в психику человека, становится частью алгоритмики психики человека, если к этому у него есть предпосылки нравственного характера.
http://klin.hutt.ru/viewtopic.php?id=426