А.Проханов отжег в "Завтра":
Гумилевский стих «Туркестанские генералы» - о великом русском времени, когда империя шла на восток по безводным пустыням, мимо мертвых колодцев. В миражах туманились райские сады, плескались лазурные моря. Скобелев, видя, как падают от солнечных ударов солдаты, велел развернуть знамена, ударить в барабаны. Русское войско шагало по Устюрту, пересекая плато, чтобы с марша взять Бухару и Хиву. Золотое перо русской публицистики. Сколько ошибок в этом абзаце? Боюсь, что он весь состоит из ошибок. Праздники, видимо, начались... Что значит - "гумилевский стих"? Когда речь идет о стихотворении? Стих - это строка. Если речь идет о стихотворении, так и писать надо тогда соответственно.
"Империя шла на восток"? На восток-то она шла, но зачем тогда заводить речь о туркестанских походах? Это все-таки южнее.
"Чтобы с марша взять Бухару и Хиву"? Бухару однако М.В.Фрунзе взял. И было это гораздо позднее. В 1920 году. Уже при советской власти. Генералов тогда отменили. Были красные командиры. А Хиву - это совсем другое дело. Это уже действительно про туркестанских генералов. Тогда бы уже год этого известного похода поставил - 1873. Только Скобелев в это время еще не был генералом. Он был всего лишь штаб-ротмистром, командовал кавалерией в Мангышлакском отряде полковника Ломакина. А общее руководство операцией осуществлял генерал-адъютант фон Кауфман К.П. Но о нем А.Проханов ни слова. И Кауфман, и Ломакин, и Веревкин, командующий Оренбургским отрядом, раненый при взятии Хивы в щеку,- всё солдаты достойные, заслуживающие доброго слова и светлой памяти. Зачем их заслонять штаб-ротмистром Скобелевым, тоже раненым в этом походе? Только потому что он стал популярен в войсках позднее?
И почему это Хиву брали с марша? Была весьма хорошо спланированная операция. 28 мая отряды, подошедшие с разных сторон, соединились, осадили Хиву, постреляли. 29 мая Хива сдалась. Т.е. все по военным канонам, никаких чапаевцев.
"Скобелев, видя, как падают от солнечных ударов солдаты, велел развернуть знамена, ударить в барабаны." Это уже вообще из какой-то страшной фантастической повести. 28 мая еще не было особенной жары. Да и какую помощь окажут барабаны в пекле? И почему Скобелев командует за Ломакина? Или даже за самого Кауфмана? И почему он отдает приказы, которые выставляют его дураком? Это, скорее, мнемический импринтинг из армейского фольклора советской эпохи, наш ротный любил повторять: "Рота пятый день ходит в столовую без барабана. А если война?"
Что-то перемудрил А.Проханов. Перебор для одного абзаца. А я так люблю его читать. Особенно про меховые лифчики Матвиенко.