А.Б.Вревский и часовня в Бахчисарае

Dec 17, 2012 05:31



Фото А.Косовой.

Туркестанский генерал-губернатор (1889-1898) барон Александр Борисович Вревский (1834-1910) оказался причастным к постройке часовни в Бахчисарае памяти погибших русских воинов во время Крымской войны 1853-1856 гг.



Фото А.Косовой.

«Перед монастырем, за садом, тихое кладбище с высокими крестами; это останки севастопольских воинов, привезенных сюда на вечный покой… Тут могилы несчастных генералов несчастного дела при Черной речке: Вревского (барон Павел Александрович Вревский, генерал-адъютант, 1809-1855, один из виднейших деятелей обороны Севастополя) и Веймарна. Оба лежат рядом, а вокруг них, без счету и без имени, русские солдатики. Почивайте, братцы! Тут вам тихо и тепло!» (Из книги Маркова Евгения Львовича [26.9 (8.10) 1835] - [17 (30).3.1903] «Очерки Крыма», 1995, с.15. Е.Л.Марков - директор Симферопольской гимназии и инспектор училищ Таврической губернии. По материнской линии он приходился внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А. Ган, Е.П. Блаватской, В.П. Желиховской и публициста Р.А.Фадеева (это, в свою очередь, дядя С.Ю.Витте.))

Е.Л.Марков упустил фамилию еще одного генерала, убитого в сражении на Черной речке 5.08.1855 г. - Николая Александровича Реада, тело которого русским отбить не удалось. Вследствие ошибочного, преждевременного распоряжения князя Горчакова «начать сражение», Реад открыл артиллерийский огонь и приступил к атаке Федюхиных гор и начал уже карабкаться на эти горы; почти одновременно Липранди занял высоты Чоргуна. Неприятель сразу усилил позиции у Федюхиных гор, где его сосредоточилось 50000 человек. Несмотря на помощь подоспевшей 5-й дивизии, полки Реада были отброшены французами и отступили. Во время атаки Галицкого полка у Реада, следившего за ходом сражения, лопнувшей над ним гранатой была сорвана голова, и ввиду поспешности отступления его обезглавленное тело не было подобрано и осталось неприятелю.



Фото А.Косовой. Неухоженные могилы на территории некрополя.

Всего же в этом некрополе было похоронено около четырех тысяч русских солдат, павших в Крымской войне. На мемориальной доске значится: "На территории Свято-Успенского монастыря в 1854-56 гг. располагался госпиталь русской армии. Здесь, на монастырском кладбище, покоятся воины, павшие в героических сражениях Крымской войны".



Фото А.Косовой.

А.Косова в статье: http://necropolist.narod.ru/otchet-44.html (с использованием материалов О.Желтухиной, с.н.с. Бахчисарайского историко-культурного заповедника) пишет:

Часовня на кладбище воинов, умерших в бахчисарайских госпиталях в годы Крымской войны, была сооружена в 1894 году, к 40-й годовщине начала обороны Севастополя, по инициативе жителей Бахчисарая и Таврического губернатора шталмейстера П.Лазарева, который осенью 1891 года обратился с письмом к Бахчисарайскому городскому голове Давидовичу. В письме было сказано: "На расстоянии версты от Бахчисарая погребались умершие в этом городе раненые и больные защитники города Севастополя в войну 1853-1856 гг., каковое место не ограждено, могилы изгладились, и на него выгоняется городской скот для пастьбы, так что в последнее время не осталось никаких признаков кладбища, и место это известно только по преданию. При поминовении в нынешнем году христианским обществом при участии духовенства павших воинов было обращено внимание на состояние кладбища и безучастное отношение к памяти героев, на долю коих выпало окончить дни свои среди жителей Бахчисарая. Присутствовавшие на поминовении горячо отозвались желанием привести кладбище в соответствующий вид, заявили мне ходатайство о разрешении открыть по городу подписку для сбора средств на устройство ограды и братского памятника.

(...) В 1894 году бахчисарайский Строительный комитет обратился с дополнительным воззванием по сбору средств на сооружение памятника-часовни: "В городе Бахчисарае, в Армянском приходе, существует пустопорожнее место, на котором видны лишь самые слабые признаки продольных рвов, обозначающих братские могилы четырёх тысяч славных защитников Севастополя. В 1890 году местная администрация и представители города, обратив внимание на столь печальный факт забвения памяти воинов, положивших жизнь во главу Отечества, возбудили ходатайство через Его Превосходительство господина Таврического губернатора о разрешении подписки на сооружение памятника и приведение в порядок кладбища... Собранные деньги комитетом употреблены на заготовление хозяйственным способом камня в местных каменоломнях, извести, песка и других материалов для проектируемой часовни-памятника.

В настоящее время комитет, стремясь к скорейшему окончанию возложенной на него задачи, постановил обратиться к просвещенному вниманию лиц и учреждений за помощью, почему и решился беспокоить Вас, милостивый государь, не отказать о своем внимании и содействовать в столь патриотическом деле".

Всего на строительство часовни-памятника было собрано 2462 рубля. Среди жертвовавших деньги были как хорошо известные в Крыму люди, так и рядовые жители Бахчисарая. Часто суммы, жертвуемые бедными и богатыми людьми, были равны. Бахчисарайская часовня была построена на деньги, пожертвованные Султаном Крым-Гиреем, Д.Стевеном, графом Милютиным, профессором Рудским, адмиралами Манто и Нарбутом, Чираховым и многими другими. 292 рубля было собрано на благотворительном концерте профессора Московской консерватории госпожи Лавровской с участием ее ученицы Киптаевой. Деньги на строительство часовни поступали также и из-за пределов Крыма. 16 рублей поступило от Екатеринославской губернской земской управы. Поступил перевод и из Туркестана с сопроводительным письмом такого содержания: "Канцелярия генерал-губернатора имеет честь препроводить при этом в Строительный комитет 25 руб., пожертвованных господином Туркестанским генерал-губернатором бароном Александром Борисовичем Вревским на устройство памятника славным защитникам Севастополя, похороненным в Бахчисарае в 1854-1856 гг." Деньги эти прислал племянник генерал-адъютанта барона Павла Александровича Вревского, погибшего 4(16) августа 1855 г. в сражении на Черной речке и похороненного в Бахчисарае на территории Свято-Успенского монастыря, сын его брата Бориса Александровича Вревского и Евпраксии Николаевны Вревской ( ур. Вульф), соседки А.С.Пушкина по Михайловскому, упоминаемой в пятой главе (писалась в 1826 г.) "Евгения Онегина":
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!



Евпраксия Николаевна Вревская. Худ. А.А. Арефов-Багаев, 1841 Холст, масло.

Родился А.Б.Вревский 31.03.1834 г. в сельце Голубово Островского уезда Псковской губернии, крещен в тот же день в храме во имя Св. Николая Чудотворца Вревского погоста. К моменту рождения будущего туркестанского генерал-губернатора талия Зизи уже была не та, что в годы юношеских пушкинских пирушек. Зизи по советским меркам - мать-героиня, она родила и воспитала 11 детей. А.С. Пушкин ядовито писал жене в письме от 21.09.1835 г.: "Вревская очень добрая и милая бабенка, но толста как Мефодий, наш псковский архиерей. И незаметно, что она уже не брюхата; все та же, как тогда ты ее видела." Но очно, как выясняется, обманывал Зизи, которая писала своему мужу в 1835 г.: "Поэт находит, что я нисколько не изменилась фигурою и что, несмотря на мою беременность, он меня любит всегда. Он меня спросил, примем ли мы его, если он приедет в Голубово; я ему ответила, что очень на него сердита: какого он об нас мнения, если задает мне подобный вопрос!.. Я сегодня подарила г-же Пушкиной (матери поэта) мантилью, которая доставила ей много удовольствия. Правда, она стоила немножко дорого, -- 60 рублей, но что делать? Она все эти дни ходила в кацавейке, и потом, я хотела ей доставить чем-нибудь удовольствие. Здоровье ее очень плохо; доктор требует консультации, но у них нет денег, чтоб заплатить докторам, и консультация откладывается со дня на день."

(Бар. Е. Н. ВРЕВСКАЯ мужу Б. А-ЧУ, 25 янв. 1835 г., из Петербурга, П-н и его совр-ки, XXI -- XXII, 388 (фр.). http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/bio/puvj.htm

(Не сошлись во мнениях Пушкин и Зизи по поводу талии Зизи в период рождения туркестанского Вревского. С привлечением к обсуждению талии Зизи Н.Гончаровой-Пушкиной-Ланской и мужа Зизи барона Вревского Бориса Александровича.)

30 октября 1894 года Таврический губернский инспектор С.Иванов, Таврический губернский архитектор В.Геккер, священник Караникола и другие члены Строительного комитета подписали акт приема строительных работ у М.Гольдшмита. В нем было сказано, что все работы "выполнены прочно и хорошо, с заменой положенной по чертежу главки каменным крестом с таковыми же яблоками - в остальном согласно находящимся у комитета сметы и согласно кондиций и условий контракта". Первоначально же планировалось луковичное с позолотой завершение над часовней. Было решено М.Гольдшмиту выплатить деньги все полностью - 1000 рублей серебром, как и предусмотрено договором. 15 июня 1895 года в присутствии Таврического губернатора П.Лазарева, большого количества жителей Бахчисарая и гостей города часовня была освящена во имя Архистратига Михаила. При освящении часовни были оглашены фамилии всех пожертвовавших деньги на строительство часовни".

Похвально, что туркестанский генерал-губернатор А.Б.Вревский в 1890 г. нашел время для того, чтобы вспомоществовать в воздвижении памятника славным защитникам Севастополя. В 1891 г. туркестанцы участвовали в Памирском кризисе, Россия устанавливала свои границы на Памире, в следующем - 1892 г. - в Ташкенте разразился холерный бунт, в обоих событиях генерал-губернатор А.Б.Вревский проявил себя пассивно.



Генерал-лейтенант Вревский (первый ряд второй слева) и его штаб: генерал Корольков (справа от Вревского), рядом с ним британский майор Элиот, между Корольковым и Элиотом во втором ряду - ГШ подполковник Галкин, крайние в первом ряду - бухарские чиновники. В третьем ряду крайний справа - военный врач Казанский. Фото отсюда
: http://www.risk.ru/users/clyde/14626/

Павший в сражении на Черной речке генерал-адъютант Павел Александрович Вревский - это дядя туркестанского генерал-губернатора А.Б.Вревского.



Фото А.Косовой. Вид на могилы П.А.Вревского и А.С.Вревской.

В Свято-Успенском монастыре охранились надгробные плиты барона П.А.Вревского и его второй жены Анастасии Сергеевны Вревской, ур. княжны Щербатовой. Эти плиты содержат несколько загадок. Дата рождения П.А.Вревского на могильной плите указана 18.05.1810 г. Вики: родился в 1809 г.



Фото А.Косовой.

schwarzze пишет, что П.А.Вревский родился в 1808 г.:

Павел Александрович Вревский, сводный брат Бориса Александровича Вревского (это муж Зизи и отец туркестанского А.Б.Вревского) и родной брат Ипполита Александровича Вревского (это знакомый Лермонтова, участник Кавказских войн; сложные родственные связи баронов Вревских, потомков князя Куракина) (мать Ирина Васильева), родившийся в 1808 году, в 1828 стал выпускником школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк.

Портрет Павла Александровича дал И. Лорер, вспоминавший, что "брат Ипполита Вревского был… красивой наружности, отличавшийся большой храбростью". И. Лорер также указывал на дружбу Павла Александровича с братом поэта А.С. Пушкина "армейским капитаном Львом Сергеевичем Пушкиным".




Павел Александрович и его первая жена ур.Ланская Мария Сергеевна.

Был женат дважды. Первая жена Ланская Мария Сергеевна(5 июля 1843 года, Петр Петрович Ланской с 16 июля 1844 муж Н. Гончаровой). Вторая жена Анастасия Сергеевна Щербатова, вдова М.Е.Храповицкого (1784-1847). Детей не было.



Фото А.Косовой. Плита на могиле П.А.Вревского.

(Не скрестил ли Л.Толстой в «Анне Карениной» фамилии Вревский и Ланской для образования фамилии Вронский?)




Павел Вревский в противовес критическим стрелам Л.Толстого отличался личным мужеством. В боях в Черногории под ним была убита лошадь. В сражении на Черной речке 4.08.1855г. :
Князь Горчаков сам находился на поле сражения, под огнём. Вревский был в его свите, под ним ядром убило лошадь, другое контузило его в голову. Горчаков убеждал его уехать с поля битвы. Вревский отказался. Третье ядро пролетело так близко над головой Вревского, что сорвало с него фуражку, следующее смертельно ранило его в голову. Через несколько минут он скончался, заплатив жизнью за свою веру в успех наступления.

У Павла Вревского детей не было. Первая жена Ланская Мария Сергеевна (1819-1845) вышла за него замуж 5.07.1843 г.

И мать, и дочь умерли внезапно от смертельной болезни, о чем сообщал Бутурлин в письме Погодину: "Летом 1845 года были отчаянно больны в Петербурге (и затем обе вскоре померли) Варвара Ивановна Ланская и ее дочь, баронесса Мария Сергеевна Вревская, жившие в одном доме, но в разных этажах" [Письмо М. Д. Бутурлина к М. П. Погодину 19 августа 1874].
Похоронены в Петербурге на Смоленском православном кладбище.




Фото А.Косовой. Плита на могиле А.С.Вревской.

Вторым браком Павел Вревский женился на вдове М.Е.Храповицкого, ур.княжне Щербатовой Анастасии Сергеевне. Детей также не было. Она похоронена рядом с П.А.Вревским в Свято-Успенском монастыре в Бахчисарае (1812-1889). Могила, можно сказать, ухожена и сохранилась в веках. На могильной плите выбиты даты рождения и смерти: родилась 29.11.1812 г. - скончалась 16.09.1889 г.

Но вот что интересно: вдова генерала П.А.Вревского - княжна Анастасия Сергеевна Щербатова-Храповицкая-Вревская - это фактически теща туркестанского генерал-губернатора барона А.Б.Вревского (1834-1910), того самого сына пушкинской Зизи. Дело в том, что своих детей у М.Е.Храповицкого и его второй жены княжны А.С.Щербатовой не было, но была воспитанница Анастасия Матвеевна Спасская, которая и стала затем женой туркестанского А.Б.Вревского. М.Е.Храповицкий (1784-1847) сам был орел, с Суворовым через Альпы ходил, в 19 лет полковник, отличился в Бородинском сражении. Откуда у М.Е.Храповицкого появилась воспитанница Анастасия Матвеевна Спасская, сведений нет. Возможно, что и его незаконнорожденная дочь. А.С.Щербатова - рюриковна. Считают, что ее родственница - Прасковья Сергеевна Щербатова (1840-1924) - протитип Кити Щербацкой в "Анне Карениной".

Анастасия Матвеевна Спасская - воспитанница Виленского и Санкт-Петербургского генерал-губернатора, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Матвея Евграфовича Храповицкого (1784-1847) и его 2-ой жены Анастасии Сергеевны, урожденной княжны Щербатовой (1812-1889).

Могилы Павла Вревского и А.С.Щербатовой-Храповицкой-Вревской в Крыму могли сохраниться стараниями родственников. А это ближайшие - приемная дочь Анастасия Матвеевна Спасская-Вревская с мужем туркестанским А.Б.Вревским. У них было пятеро детей:

Павел Александрович Вревский. Родился 10 июня 1856 в г. Санкт-Петербурге, крещен 22 июня того же года в Пантелеймоновской церкви (г. Санкт-Петербург), умер в сентябре 1917 в сельце Голубово Островского уезда Псковской губернии, похоронен на погосте Врев.

Матвей Александрович Вревский. Родился 17 декабря 1860 в г. Санкт-Петербурге, умер 18 июня 1884, похоронен на Смоленском православном кладбище (г. Санкт-Петербург).

Александр Александрович Вревский. Родился 2 февраля 1864 в г. Санкт-Петербурге, умер 16 февраля того же года, похоронен в Троице-Сергиевой пустыни (под г. Санкт-Петербургом).

Антонина Александровна Вревская. Родилась 26 марта 1865 в г. Санкт-Петербурге [47], умерла 7/20 января 1925, похоронена на кладбище Гран-Жас в г. Канне (Приморские Альпы, Франция).

Борис Александрович Вревский. Родился 9 мая 1868 в г. Санкт-Петербурге, умер не ранее 1925 г.


Осталось найти свидетельства посещения Крыма туркестанским А.Б.Вревским.

Вревский

Previous post Next post
Up