Был такой интересный художник Иван Семенович Казаков (родился в деревне Касилово Орловской губернии в 1873 г. - умер в 1935 г. в Ташкенте), ученик В.Е.Маковского, в 1906 г. переехал в Туркестан, где и прошла вся его жизнь, посвященная искусству и преподавательской деятельности. Канва его биографии изложена
здесь.
Малоизвестный художник (точнее - нераспиаренный) ныне рейтинговый, входит в Единый художественный реестр. В 1936 г. на посмертной выставке в Ташкенте экспонировалось 131 произведение И.С.Казакова. Его работы хранятся в Русском музее и Музее искусств Узбекистана, иногда выплывают на аукционах...
И.С.Казаков. "Пряхи". Старт - 2200000-2400000 руб.
http://www.kabinet-auktion.com/auction/rusevris/014/Однако на такие простые вопросы: где найти фотопортрет И.С.Казакова? Сохранилась ли его могила в Ташкенте? - добиться ответа невозможно.
И.С.Казаков. "Шейхантаур". (Могила шейха XIY в. в Ташкенте, почитаемого как святого.)
И.С.Казаков. "Ташкенткий дворик". По цветному витражу и профессиональному ландшафтному дизайну двора опознан краеведами как дом № 1 по ул. Иканской в Ташкенте. Дом построен на рубеже XIX-XX вв. по проекту архитектора Г.М.Сваричевского (женатого на Надежде Федоровне Керенской) на деньги богатого купца Арифходжи для его доверенного адвоката М.И.Буковского. Есть версия, что по приезде в Туркестан И.С.Казаков снимал в этом доме комнату у вдовы адвоката Е.К.Буковской, тогда же и была создана картина. Дом сохранился в настоящее время, это яркий образец функционализма в архитектуре Русского Туркестана (строгий консервативный фасад, массивные стены, веранды и террасы с тыльной стороны, образующие с двором единое жилое пространство). После революции его прибрал к своим рукам наркомат иностранных дел Узбекской ССР.
И.С.Казаков. "Намаз в пути". И.С.Казаков приехал в Русский Туркестан по железке, она уже была в 1906 г. Но смотришь на эту картину и сразу же вспоминаешь путешествие двух неблагонадежных (старший даже чудом избежал виселицы) того времени - М.Волошина и И.П.Ювачева,- отправившихся в феврале 1901 г. аналогичным образом из Ташкента в Самарканд. А Иван Павлович Ювачев (1860-1940) - это ни много ни мало как папа Даниила Хармса.
Судя по биографии И.С.Казакова, он никуда особенно не лез, в смысле - ни в партию, ни в политику,- а спокойно занимался своим делом: писал картины и учил студентов. До 17.01.1930 г. И.С.Казаков руководил Ташкентской студией АХР (ассоциация художников революции). Что случилось в этот день?
Фельетонист местной газеты "Правда Востока" Михаил Донецкий под псевдонимом Ксандр опубликовал пасквилянтский фельетон "мАХРовая реакция под красной этикеткой", направленный против художников Еремея Григорьевича Бурцева и И.С.Казакова, где обвинял их в том, что на занятиях в студии ученики рисуют головы Христа и апостола Павла. На следующий день М.Донецкий тиснул и вовсе уже статью-донос "Ископаемые", где писал: "Нужно крепко ударить по рукам зарвавшихся "художников революции" - бывшего хозяйчика малярной мастерской Бурцева и "руководителя" студии Казакова. Нужно дать им почувствовать, что их методы воспитания и руководства устарели... ровно на тринадцать лет. Мы полагаем, что кое-кто (кое-кто - это ключевое слово) должен срочно (!!!) заинтересоваться ташкентским филиалом АХР."
Криминал по М.Донецкому: "Ташкентский филиал АХР, основной лозунг которого: "искусство в массы", с производством, с рабочей массой, с рабочими клубами связан не больше, чем папа римский с ташкентским Дворцом Труда. Смешно сказать, но из студии АХР не было ни одной экскурсии на производство. А ведь даже "натюр-морт" (мертвую натуру) можно сделать хотя бы, например, из набора рабочих инструментов. Не случайно "художники революции" отдают предпочтение черепу с дохлой вороной. Студия АХР - вернее сказать - студень АХР - яркое выражение того безобразия, к которому привело пренебрежение наших партийных и рабочих организаций вопросами искусства. Надо срочно заняться студией АХР и передать ее в ведение главпрофобра. Надо выбросить оттуда христов, а заодно выяснить, чем занимаются христосики из самого АХР. Пора сдать в архив старенького учителя рисования. Пора поработать над выдвижением художников рабочего класса."
Чтобы усилить эффект М.Донецкий привел на следующий день в газетном доносе "Ископаемые" слова Е.Г.Бурцева: "- Что НАША студия мешает исполнению ВАШЕЙ пятилетки? - Жидовня... Знаем ваши штучки!"
После этого фельетона М.Донецкого ГПУ оперативно в тот же день возбудило дело № 3950 по обвинению Е.Г.Бурцева и И.С.Казакова по 10-66 ст. и 142 ст. УК УзССР. 66-я ст. - это аналог 58-ой ст. в УК РСФСР, пункт 10 - антисоветская агитация. 11.02.1930 г. особое совещание коллегии ОГПУ (это и есть пресловутая тройка) выслала несчастных художников в Сталинабад (ныне Душанбе), в Таджикистан, сроком на три года.
После окончания высылки 17.02.1933 г. тройка при ПП ОГПУ в Средней Азии пересмотрела дело № 3950 и еще дополнительно лишила Е.Г.Бурцева права проживания в 6 пунктах и погранполе на три года, т.е. дала ему еще минус шесть.
Таджикская ССР только месяц как выделилась из Узбекской ССР, где была АССР. Таким образом, для художников Е.Г.Бурцева и И.С.Казакова все еще закончилось относительно благополучно, три года пришлось таджиков учить рисовать, до революции это была восточная окраина Бухарского эмирата, где никакой живописи по религиозным соображения не было. В 1937-ом за такие слова можно было спокойно десятку схлопотать. Выскажу и такую парадоксальную мысль: жизнь художникам спас басмач Ибрагим-бек, именно в это время Ибрагим-бек был головной болью ташкентских чекистов и руководства Среднеазиатского военного округа. Не до художников было, с территории Афганистана Ибрагим-бек совершал дерзкие набеги на города и кишлаки южных республик СССР. Чекистскими кожанками на этой периферии тогда щеголяли люди определенной национальности дзержинско-троцкистского призыва, круто выдвинувшиеся при Ягоде: Миронов (Каган) Лев Георгиевич (1895-1938) - полпред ОГПУ по Средней Азии в 1930 г., Каруцкий Василий Абрамович (1900-1938) - замполпреда ОГПУ по Средней Азии с 23.06.1929 г. по 15.08.1931 г., Берман Борис Давыдович (1901-1939) - начальник особого отдела ПП ОГПУ по Средней Азии с 1929 г. по 01.05.1930 г. и другие аналогичные типы. Т.е. довольно мерзкая и коварная русофобская публика.
Ворошилов объясняет Сталину и Молотову: "Ягода при дверех..."
Дело Казакова-Бурцева - это яркий пример технологии репрессий, развернутых против русского народа: донос газетчика, а ими в то время были почти исключительно лица троцкистской национальности, и как результат - реакция гепеу, где трудились, не покладая рук, их собратья по перу и топору. А это как бы совершенно другой смысл вносит в задуманную современными лунтиками «десталинизацию». Она абсолютно очевидно превращается в декаганизацию и бескомпромиссную борьбу с судебно-полицейским и газетно-провокаторским произволом.