Если кто не в курсе, наш российский авиапром давно уже скорее мертв, чем жив. Разнообразные тендеры, ассигнование бюджетов на строительство новых самолетов - вся эта иллюзия бурной деятельности не ничего изменить.
Я, например, всегда был уверен в том, что если машины мы делаем дурацкие, то уж самолеты-то - ого-го! Этот миф в голове сформировался из такой цепочки ассоциаций, как Гагарин, полеты в космос, ЦКБ.
Однако в один прекрасный день я познакомился с пилотом, который открыл мне глаза: оказывается, если сравнивать наши и зарубежные лайнеры, они также различаются в управлении, как жигули и вольво. Не в нашу, естественно, пользу.
Тем не менее наша авиатехника возится по международным авиасалонам в виде перспективных таких макетов. Самолеты прекрасно справляются с ролью декораций.
Вот мы видим Путина возле «надежды российского авиапрома» Sukhoi Superjet 100; вот он же - у «рабочей лошадки» Ан-148; он же разглядывает планеры Ту-204 на Ульяновском авиазаводе.
Время от времени декорация становится предметом торга. Российские авиакомпании соглашаются купить отечественные самолеты, правда в обмен на скидки на «иномарки». Подписание контрактов/меморандумов/соглашений - одна из самых зрелищных сцен спектакля под названием «наш авиапром - самый лучший». Обычно выбирается красивое место с приличной публикой - например, Ле-Бурже или Фарнборо, на худой конец Жуковский, сгоняются журналисты, приглашаются иностранцы. И вот под синхронный перевод на английский - кульминация! Ставятся подписи на документах, которые ничего не значат.
Вот заказала «Трансаэро» десять Ту-214, а получила вдвое меньше: Казанский авиазавод больше выпустить не может. Перевозчик не расстраивается: Ту-214 - это же декорация, за ней отмена 20%-ной пошлины на Boeing 747.
Примерно по такой же схеме действует «Аэрофлот», рассказывая о закупках Ан-148 и МС-21. А что герои? Сейчас ОАК строит около десяти лайнеров в год. На старых мощностях едва ли можно будет выпустить больше, новые же не появляются. Поэтому ноябрьское обещание Александра Лебедева купить 44 несуществующих Ту-204СМ доводит ситуацию до театра абсурда.
Кстати, СМ означает «самолет модернизированный». А это уже перекликается с другим грандиозным спектаклем - «Модернизация».
При развенчании мифа использовались "
Ведомости"