1. Как остановить пулю в воздухе?
Click to view
Чтобы Нео завис в пространстве и пуля, выпущенная из пистолета, так и не достала его, эффект нужно было скомпоновать из нескольких составляющих. Сначала множество камер сняли актера со всех сторон. Сам Киану Ривз при этом висел на тонком тросе, создавая иллюзию парения. Затем камера собрала тысячи снятых в слоу-моушен-технике картинок в одну. Качество контролировал специальный техник, который также следил, чтобы в кадр не затесались трос или неуместная улыбка актера. Получившуюся картинку можно было замедлить или ускорить - чтобы подчеркнуть какое-то действие, обычно делают и то, и другое одновременно. В конце концов, вместо зеленого фона была наложена компьютерная графика того места, где по сюжету происходило действие.
2. Как взорвать поезд?
Click to view
Очень часто машины и самолеты в кино - компьютерные, но в случае «Скайфолла» и взрыв, и поезд были настоящие. Взрыв подготовили пиротехники, а поезд протащили на канатах через готовое отверстие в тоннеле инженеры. Чтобы снять эту сцену в один дубль (два раза строить сцену и таскать поезд туда-сюда - это слишком дорого), вся съемочная группа, включая инженеров, 30 минут проверяла технические характеристики перед запуском.
3. Как собрать армию?
Click to view
В любой батальной сцене есть крупные и дальние планы, и если в крупных планах главное - передать эмоции героев, то на дальних планах битвы должны выглядеть слаженно. Сейчас нет потребности в сотнях статистов, как например, на съемках «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Для создания больших армий орков в битвах «Властелина колец» Питер Джексон и оператор Питер Дойл использовали новозеландскую программу MASSIVE, которая сочетает возможности игрового программирования персонажей и видеоредакцию. Программа произвела легкую альтерацию внешнего вида, оружия и движений для каждого орка и помогла составить из нескольких шаблонов огромную армию - но главных орков по старинке играли настоящие актеры. После триумфа «Властелина Колец» программу стали активно использовать и совершенствовать - результаты можно увидеть в «Жизни Пи», «300 спартанцах», «Хрониках Нарнии» и «Аватаре».
4. Как сделать море?
Click to view
Во время съемок «Титаника» кинокомпания Fox не пожалела денег на Кэмерона и купила 40 акров воды в Мексике, чтобы создать там съемочный бассейн с обзором 270 градусов. Чтобы снять панорамные сцены плавания «Титаника» понадобилось 17 миллионов галлонов воды. Сам корабль был задекорирован и занят всего на десятую часть - остальной корпус так и не был использован во время съемок. Съемочная площадка возвышалась на 50 метров, а протягивалась - на 180.
5. Как поместить компьютерного героя среди живых актеров?
Click to view
Несмотря на то, что компьютерные персонажи играют большие роли в кино начиная с «Кто подставил кролика Роджера», а мультипликация развивается семимильными шагами с середины 1990-х годов, удачные сочетания в кадре реальных актеров и чудесных существ по-прежнему вызывают бурный ажиотаж. Последний пример - актерский союз Эмилии Кларк, секс-символа «Игры престолов», и трех молодых драконов. Растут они пока медленно, но взаимодействуют с актрисой предельно натурально. Год назад компания, создавшая драконов и все остальные спецэффекты для HBO, выпустила видео о том, как съемки с натуры совмещались с компьютерной графикой. До появления драконов в 3D актриса тренировалась на маленьких муляжах и развивала эмоции. В ее одежду были встроены датчики движения, чтобы в кадре дракон, сидящий на плече, двигался синхронно с актрисой. После съемок драконов дорисовали на компьютере и добавили в готовый материал.
Ну и баян на закуску
6. Почему фон для спецэффектов зеленый?
Зеленый фон был придуман в начале 1940-х на основе теории спектра и совпадении цветов в природе и на теле человека. Человек - теплокровное существо, поэтому вне зависимости от расы его кожа имеет теплый оттенок - от молочно-белого у рыжих ирландцев до иссиня-коричневого у негров. Яркий синий и зеленый - самые контрастные и противоречащие цвету человеческой кожи оттенки. Для съемочного фона традиционно использовались эти цвета, чтобы мастерам эффектов было легче вычленить фигуру актера и натурально вписать ее в любые проецируемые декорации. Цифровые камеры, в отличие от аналоговых, лучше адаптируются к зеленому цвету, чем к синему - поэтому с переходом на цифру ультрамариновый цвет фона был заменен ярко-зеленым.