Дополнение к мемуарам Кислюка Р.Д

Mar 13, 2013 00:22

(СССР -Сумма технологий) О Льве Яшине, Игоре Кио и запчастях

"...В минувшем году (2003) отмечалось 70-летие одного из первых отечественных олимпийских чемпионов по футболу знаменитого армейского вратаря ЦДСА 50-х годов Бориса Давидовича Разинского. Хоть и с некоторым опозданием, и с несколько неожиданной стороны, сегодня "СФ" тоже касается темы юбилея знаменитости. Поводом к этому послужило обращение в редакцию давнего поклонника футбола, коммерческого директора производственного лифтового центра "Титан" Марата Владимировича Богуславского, принесшего с собой любопытные письма из Москвы в тогдашний Куйбышев с просьбами принять участие в решении проблем олимпийского чемпионата Разинского. Письма подписаны Львом Яшиным и Игорем Кио.

- Марат Владимирович, каково происхождение этих любопытных документов эпохи 80-х, хранящихся ныне у вас?

- Письма действительно представляют определенный исторический интерес хотя бы уже потому, что подписаны людьми известными и уважаемыми не только в бывшем СССР, но и во всем мире - знаменитым Львом Яшиным и не менее знаменитым иллюзионистом Игорем Кио. А сводятся они по сути к одной по нынешнем временам пустячной проблеме - приобретению автомобильных запчастей к вазовским "Жигулям". Да, да - то, что сейчас предлагается и рекламируется чуть ли не на каждом углу, 20 лет назад приходилось добывать при помощи писем, организованных в высоких московских инстанциях и подписанных людьми, из уважения к которым исполнителям трудно было дать отказывающую резолюцию.

- Как же письма попали к вам, ведь они адресованы неким Кислюку Р.Д. и Анатолию Ивановичу?

- Рафаил Давидович Кислюк в свое время был одним из могущественнейших людей на ВАЗе. Он работал заместителем гендиректора объединения Автовазтехобслуживание, имевшего сеть автосервисных пунктов по всей стране, в том числе и в Москве. К слову, действовать мне приходилось через еще одного не менее могущественного начальника сбыта ВАЗа Якова Владимировича Леженина, ведавшего отпуском запчастей к "Жигулям".

Дело в том, что письма знаменитостей, не зарегистрированные никакими исходящими и входящими номерами, как это положено по делопроизводству, нельзя было направлять по официальной заводской переписке, и потому нужен был вхожий в высокие кабинеты посредник, которым и довелось стать мне. Я в ту пору работал замдиректора спецуправления Средневолжсклифтремонта и обеспечивал запчастями все входившие в наш состав предприятия, причем не только лифтовыми, но и автомобильными, а потому приходилось поддерживать отношения с вазовскими смежниками. С другой стороны, еще с детских лет был заядлым футбольным болельщиком и прекрасно помню первые матчи "Крыльев Советов" на "Локомотиве", когда они вышли в высшую лигу в 1946 году. Тогда толпы желающих попасть на игру сдерживала лишь конная милиция, а мы, 9-10-летние мальчишки, ничего не боясь, ныряли под брюхом у лошадей, стремясь попасть поближе к воротам стадиона и кассам.

Зная об этой моей болельщицкой страсти, московские руководители нашего лифтового хозяйства - Пилевский, директор Всесоюзного объединения ЦПКБ по лифтам и его заместитель - главный инженер Михаил Бродский, которые оба были завзятыми болельщиками ЦСКА и знали лично многих армейских футболистов, в том числе и Бориса Разинского, и организовали через меня покупку и доставку в Москву нового кузова для "копейки" олимпийского чемпиона, поскольку старый кузов у его машины совершенно сгнил. Конечно, кузов покупался и устанавливался на машину Разинского в московском автоцентре за деньги самого Разинского, но в том и была специфика эпохи всеобщего дефицита, что даже имея на руках средства, не так-то просто было что-то на них приобрести. Вот и приходилось писать ходатайства. Ну а какой же уважающий себя мужчина ответит отказом на просьбу, подписанную самим Львом Яшиным, который к тому же стал в 1983 году начальником сборной СССР и просил за своего коллегу-вратаря от имени "всех сборных" страны? Кузов даже довезли до Москвы заводским автотрейлером, доставлявшим в столицу партию новых машин.

- А как же знаменитый советский принцип "ты мне - я тебе"?

- Немного позднее Яков Леженин обратился ко мне с просьбой установить на одной из строящихся баз отдыха вне очереди два новых лифта. И хотя находилась эта база на Волге, пришлось изыскивать возможности и идти смежникам навстречу. Таковы были правила. Кстати, и сам олимпийский чемпион не ушел тогда от "расплаты". Покупку, как водится, мы по маленькой обмыли, но главное - Борис Разинский приехал в Тольятти на открытие популярнейшего в 80-е годы футбольного турнира "Зимний мяч Автограда" и был его почетным гостем. Как, кстати, и неоднократно приезжавший на такие турниры и сам Лев Яшин.

- Ну а что за история получилась с письмом всемирно известного иллюзиониста Игоря Кио?

- Здесь все гораздо проще. Игорь Эмильевич прибыл тогда вместе со своей труппой на гастроли в Куйбышев и выступал в цирке. Хотя уже и шел 1985 год, и началась перестройка, дефицит товаров по-прежнему был ощутим. В Москве автозапчасти купить было трудно и дорого. У нас это стоило гораздо дешевле. Поэтому по снабженческой линии вновь было запущено письмо за подписью артиста, по которому отоварилась чуть ли не вся его труппа, даже женщины, которых Кио "распиливал". А вот проблемой Бориса Разинского, не входившего в артистическую труппу, вновь пришлось заниматься мне. Выписал запчасти в Тольятти и привез их в спецавтоцентр на Алма-Атинской. Помню, что многие тогда брали и везли в Москву колен и распредвалы. Благо, что у труппы были свои грузовые фуры. Купил даже Кио, хотя он ездил не на "Жигулях", а на престижной черной "Волге". Ведь женат-то он был на Галине Брежневой, дочери генерального секретаря ЦК КПСС. А бывший вратарь сборной СССР и олимпийский чемпион 1956 года Борис Разинский работал тогда в Москве простым таксистом, и все что мы сделали для него здесь в Самаре, сделано было из чувства глубокой благодарности за его игру, игру настоящего мастера, которую болельщики всегда ценят, в какой бы команде он не играл, и за какую бы ты ни болел.

- Статистики вычислили, что Борис Разинский стал первым олимпийским чемпионом, с которым пришлось встретиться на поле футболистам "Крыльев Советов". Было это 6 апреля 1957 года в первой игре нового чемпионата, ведь Олимпиада-56 в Австралии проводилась в декабре.

- Тем почетнее это для "Крыльев". А Борис, каким я его знаю, никогда своими заслугами не кичился. Позже, когда я приезжал по делам службы в Москву, он меня неоднократно встречал на вокзале на своем такси, подвозил до гостиницы, благодарил. И сейчас у нас с ним сохраняются приятельские отношения и остаются самые теплые воспоминания."
Владимир Внуков
"Самарский Футбол"
16 февраля 2004 года.
Previous post Next post
Up