Так получилось, что я, младшая дочь своего отца, который родился в 19 веке, живу в 21 веке в здравом уме и твёрдой памяти. И помню рассказы отца о жизни до революции 1917 года, до Первой мировой войны, о жизни деревенской России более ста лет назад, которая ушла безвозвратно. За эти сто лет прошло несколько поколений, но в нашем случае я только второе. Я слышала рассказы о том времени из первых уст, из уст моего отца. Чувствую свой долг перед предками, и потомками тоже. Высокопарно, но это правда, чувствую.
Прадед Семён. Прожил более 90 лет, насколько более не знаю. Могу предположить, что родился он приблизительно между 1810 и 1820 годами. Моему отцу было 12(?) лет, когда умер дед Семён, это 1910 год. Жена деда Семёна, предположительно Мария(?), умерла раньше него. Умер раньше и его сын Иван, и свой век дед Семён доживал в семье этого сына у снохи Акилины.
Мой отец был его любимым внуком, они спали рядом на печке, ездили вместе в ночное, пока дед был ещё в своём уме. Отец рассказывал, что в их деревне не было церкви, ближайшая находилась за лесом на расстоянии 10 км в селе Моршиха. И вот как-то в пасху, когда все взрослые уехали на службу в Моршиху, а деда и отца не взяли, одного по старости, другого по малолетству, дед решил приобщить внука к таинству. Для этого он затащил моего маленького отца на крышу бани, залез сам, и, показывая на маковку церкви, едва возвышавшуюся над лесом, и откуда едва доносился колокольный звон, учил его креститься и приговаривал: Вон дон-дон! Вон дон-дон! По этим словам и по тому, что самостоятельно спуститься с бани они не сумели, можно судить о возрасте и моего отца и его деда. Когда взрослые вернулись, деду попало. По-видимому, это одно из самых первых детских воспоминаний моего отца.
На старости лет прадед Семён окончательно выжил из ума, его безумие было не тяжёлым удручающим, а наоборот светлым и лёгким, он превратился в совершеннейшего ребёнка. Соседки с вытаращенными глазами и поджатыми губами приносили в дом новость: ваш то опять… И моя бабка Акилина не раз и не два бежала по деревне, разыскивая свёкра. А он с гиканьем носился с ватагой голоштанных мальчишек, сняв штаны и помахивая ими над головой. Или по их же примеру бегал по прогибающемуся, только что установившемуся на озере льду. Однажды так чуть и не утонул, спас полушубок, вставший колоколом вокруг деда и не позволивший уйти под лёд.
Но самый вопиющий случай произошёл с соседкой. Надо сказать, что дом, в котором жила семья Монгустовых, стоял в переулке, выходившем к озеру. По этому переулку бабы ходили к озеру летом по воду ( по деревенскому обычаю нельзя говорить «за водой», то есть получается идти туда, куда течёт вода, поэтому «правильно» говорить «по воду»), зимой полоскать бельё или по какой другой надобности. Вот и соседка как-то жарким летним днём шла на свою беду по этому переулку и вдруг, к своему ужасу, увидела деда Семёна, сидевшего в характерной позе орла прямо на своём пути. Как скромная деревенская женщина, она решила сделать вид, что не заметила препятствие, отвернулась, насколько было возможно, и поторопилась пройти. Не тут-то было! Дед заметил соседку и с воспитанным деревенским этикетом, который предписывал желать здоровья всякому встречному и поперечному, радостно прокричал: Доброго здоровья, соседушка! Та постаралась проскочить мимо, сделав вид, что её поразила не только слепота, но и глухота. Дед не унимался: По воду пошла, соседушка? - продолжил он, непринуждённо потянувшись за листком лопуха. Не все его чудачества дошли до нас, думаю, что немало повеселил дед Семён деревню, заставив краснеть за его чудачества своих родных.
Это то немногое, что я помню из рассказов отца о прадеде, так жаль, что нет в моей памяти ничего о том времени, когда прадед Семён был сильным здоровым мужиком, отлично ведущим своё крестьянское хозяйство.
А теперь домыслы и смутные воспоминания.
Подозреваю, что у него был только один сын мой дед Иван Семёнович. Объясню почему. До сих пор все, кого я встречала в реале или интернете с такой фамилией, все наши ближайшие родственники, и про каждого я могу рассказать от кого он есть пошёл быть. Если и были дочери, то они поменяли нашу необычную фамилию и растворились в толще лет. Это косвенно подтверждается и тем, что жил он в семье сына, тогда это было обязательно. Дочери выходили замуж и уходили жить в чужую семью, а старики оставались жить с сыном, обычно старшим или младшим. Сын Иван появился у прадеда достаточно поздно, когда тому было где-то около 50. Отсюда следующее предположение.
Отец рассказывал мне, что один из наших предков служил в русской армии 25 лет, думаю, что это и был прадед Семён, поэтому и сын появился у него так поздно, после его возвращения со службы.
Что об этом написано в Википедии:
В 1762 г. император
Пётр III (1761-1762) установил срок службы в армии - 25 лет. При этом от воинской повинности были освобождены сперва
дворяне (1762 год), затем
купцы, почётные граждане, духовное сословие, так что тяжесть её в итоге легла исключительно на
крестьян и
мещан.
С 1834 года при императоре
Николае I (1825-1855) солдат увольнялся в
бессрочный отпуск («запас») по истечении 20 лет службы. С 1839 по 1859 год срок службы сократился с 19 до 12 лет, предельный возраст рекрута - с 35 лет до 40.
Думаю, что по времени всё совпадает. Помню ещё, что служил этот предок в Туркестане, так в то время называлась территория нынешнего Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Ирана, Афганистана. То есть дед был пограничником, по нашим понятиям. Есть подозрения, что именно оттуда принёс он и нашу фамилию, произошедшую от храброго симпатичного зверька мангуст, изменённую в деревенское Монгуст. Есть ещё одна теория, что фамилия произошла от монгольского «монгут», воин орды Чингис-хана.
Существует легенда ...согласно которой Чингисхан родился в местечке Монгут (в бассейне реки Онон) и якобы создал государство Монгут. Вместе с кууларами (осколки кыргызских саруу и куулек) монгуты были посланы для укрепления границ Тувы. Местные тюркоязычные роды монгутов стали называть монгушами. В степях Монголии монгушей называли монголами, а в маленьком аймаке в Монголии в бассейне реки Хопту - мингатами.
Два варианта, какой из них настоящий, не знаю. Привыкла к первому…
Что ещё помню не совсем точно, это то, что предки наши до переселения за Урал, жили в Воронежской области, и переехали в Зауралье или Западную Сибирь в 19 веке. Когда? Откуда? Тайна, покрытая мраком. Может когда-нибудь наши архивы будут достаточно открыты для того, чтобы найти ответ на этот вопрос.
А переехали они явно за лучшей долей в деревню Налимово ( Лебяжьевсий район, Курганская область сейчас и Курганский уезд Тобольской губернии в 19 - начале 20 века). Скорее всего следующий текст из Википедии как раз об этом переселении:
«Во втором издании Свода законов за 1842 год помещен законодательный акт «Устав о благоустройстве и казенных селениях», который подробно устанавливает кому, когда и куда может быть дозволено переселение, что должны получить переселенцы на месте, какие льготы они получают на новом месте. В 1845-1849 население уезда было значительно увеличено за счёт переселенцев из губерний центральной России. Водворение переселенцев происходило на специально выделенные земли, но кроме переселения на свободные земли переселенцев подселяли и к старожилам по их разрешению.»
Скорее всего прадед после службы и переехал в Налимово, по времени совпадает, хотя кто знает?
продолжение следует...