Слободкин Ю. М., председатель Солнечногорского городского народного суда, Московская область. Вопрос задаю от своего имени. Михаил Сергеевич, не считаете ли Вы, что то, что у нас именуется радикальной экономической реформой, является, по существу, реставрацией капитализма, поскольку происходит смена экономического строя, а при смене экономического строя происходит и замена политических институтов. Это первый вопрос. Причем он адресован, как и все вопросы, всем остальным кандидатам на пост Генерального секретаря, которые будут претендовать на него.
Второй вопрос. На нашем съезде прозвучало выступление Бориса Николаевича Ельцина. Я считаю, что мы напрасно не придаем ему значения. Это опасное выступление, в котором содержится прямой ультиматум нам, коммунистам, и съезду, если мы не изменим цели и задачи своей партии, в частности не заимствуем ее переименование в партию демократического социализма. Фантазии у Бориса Николаевича и тех, кто ему готовил выступление, не хватило на многое. Второй ультиматум: если не изменим цели и задачи партии и, следовательно, реставрацию не осуществим, тогда будет осуществлена национализация партийного имущества и в отношении коммунистов начнется судебное преследование. Как Вы относитесь к этому? Какую оценку даете?
Голос. Ельцин-то этого не говорил.
Слободкин Ю. М. Говорил.
Горбачев М. С. Хорошо, по первому вопросу. Я твердо стою на позиции социалистического выбора. Убежден, этот социальный строй располагает огромными неиспользованными возможностями, и в рамках использования этого потенциала мы можем сделать многое, но - действительно проводя радикальные преобразования, возвращая через демократию человека к власти, возвращая его к средствам производства и как главное действующее лицо во всей духовной сфере. Я себя не мыслю и никогда не буду связан с теми, кто будет толкать нашу страну на путь восстановления и реставрации капиталистических порядков. Это не значит, что я провожу какие-то железный занавес, бетонную стену между капиталистическим обществом и другими вариантами социального выбора. Я - за сотрудничество нашей страны со всеми странами, за обмен ценностями, за обогащение культур. Все, что полезного есть у других народов, надо брать и использовать, оставаясь приверженным нашему социалистическому выбору. Первое. (Аплодисменты.)
Второе. Относительно выступления Бориса Николаевича Ельцина. Там, где товарищ Ельцин говорит о том, что партия должна реформироваться, обновляться, - здесь, я думаю, мы все едины. То, как он думает, как представляет этот процесс, - я не совсем уловил, что подразумевает под всем этим товарищ Ельцин. Поэтому ему еще надо, если он с нами, пояснить, что он имеет в виду. Что касается моих взглядов на обновление партии, я их изложил.
Мне кажется, что то, что содержится во второй части выступления Бориса Николаевича, - это все очень серьезно и мы должны это отвергнуть как неприемлемое для нас, коммунистов. Да, мы за обновление, мы должны признать новую роль и положение партии, но будем действовать, содействуя нашему социалистическому выбору, и никаких других целей для нас нет. Более того, мы будем исходить из того, что коммунисты могут создавать свои партийные организации и действовать там, где они считают нужным и возможным. Другой подход - это нарушение конституционных прав, прав человека. Вот моя позиция по главному вопросу. (Аплодисменты.)
XXVIII СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
2-13 июля 1990 года
Стенографический отчет, т. 2,
стр. 243-244, Москва: Издательство политической литературы, 1991.