Сержант Карпенко Дмитрий Харитонович родился 10 октября 1919 года в селе Каиры Горностаевского р-на Николаевской (ныне Херсонской) области. В 1929 г. отец Дмитрия со всей семьёй уехал на Южный Урал строить знаменитую Магнитку. В Магнитогорске Дмитрий не только научился летать на самолёте, но и, обладая исключительным музыкальным слухом, стал руководителем духового оркестра.
6 октября 1940 года Дмитрий Харитонович был призван Магнитогорским РВК в армию и попал в Бирмскую военно-авиационную школу в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. По окончании школы согласно
Приказу НКО СССР от 22.12.1940 № 0362 получил военное звание «сержант». С 1942 года - на фронте. Последнее место службы - 183 ИАП, 294 ИАД, 4 ИАК, 2-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 4 февраля 1944 г. - генерал-полковник авиации Красовский Степан Акимович) Воронежского фронта (командующий - генерал армии Ватутин Николай Федорович).
Начиная с 13 июля 1943 г. 20 самолетов полка базировались на аэродроме Красная Поляна в Белгородской области к юго-востоку от знаменитой Прохоровки. Зоной полётов было направление Правороть - Шахово - Непхаево на юг от Прохоровки. Именно из этого района 16 июля 1943 года Дмитрий Харитонович не вернулся с боевого задания, вылетев на истребителе ЯК-1б №34123 с двигателем М-105ПФ №315-414 (самолёт №34 в серии №123 выпущен заводом №292 в г. Саратове).
Вместе с ним
в тот же день без вести пропали мл. лейтенант того же полка Лепехин Николай Ильич 1922 г. рождения и ещё два летчика-истребителя 515 ИАП: мл. лейтенанты Ларькин Николай Андреевич 1921 г. рождения и Юлин Николай Фёдорович 1922 г. рождения. Пропавший без вести в тот же день лётчик-истребитель 193 ИАП мл. лейтенант Михеев Николай Фёдорович 1921 г. рождения по счастью
оказался жив.
В боевом донесении штаба Воронежского фронта № 01398 начальнику Генштаба о потерях с 4 по 22 июля 1943 г. даются следующие цифры: убито - 20577, пропало без вести - 25898, попало в плен - 29. Всего безвозвратных людских потерь - 46504. Ранено - 54427.
Всего людских потерь - 100931.
Как пишет
БелПресса 14 октября 2015 года, «16 июля 1943 года девять советских Яков вылетели на перехват 30 бомбардировщиков и 25 истребителей сопровождения люфтваффе. Немецкие самолёты летели бомбить станцию Прохоровка. Советские истребители не дали выполнить немцам задание, но на аэродром после боя вернулись только два Яка». К сожалению, это описание относится к 11 июля 1943 г.
26 сентября 2015 г.
БРОО ИПК «Огненная дуга» г. Белгород и ЛООО экспедиционный клуб «Неунывайки» г. Липецк в третий раз попытались докопаться до самолёта Як, упавшего 16 июля 1943 г.
в Прохоровском районе Белгородской области в урочище Покровка между современными деревнями Плота и Ржавец.
По рассказам местных жителей, с этого самолета был парашютист, снесло его к соснам ближе к Шипам. Через пару дней, куда снесло парашютиста, обнаружили мертвого летчика, там и прикопали его.
29 сентября 2015 г. поисковики обнаружили и подняли
12 цилиндровый двигатель с пушкой, на блоке цилиндров справа обнаружен номер 46-22, на двигателе кроме того читается номер 3 27 09. Двигатель принадлежал самолёту Як-7б 46-й серии. На блоке цилиндров найден номер 325-206. Як-7б №4615322 был выпущен на заводе №153 (г. Новосибирск) 11.6.43 с мотором №325-206.
Прибор высоты застыл на отметке 740 метров, по обломанным стрелкам бортовых часов самолета видно
время гибели 7 часов.
7 октября 2015 г. была установлена
принадлежность самолёта к 183 ИАП и временные рамки его гибели с 15 по 21 июля 1943 г. На следующий день Борисом Давыдовым из Москвы была найдена выписка из ЦАМО фонд 294 иад, опись 1, дело 8 «Оперативные сводки 294 иад за 1943 г.» л.154:
Оперсводка №0122 штаб 294 иад Красная Поляна к 20.00 16.7.43 г.
... 183 иап - в течение дня 16.7.43 г. непосредственным сопровождением до цели и обратно прикрывал бомбардировщиков Пе-2 1 бак в район Озеровский, Калинин, Беленихино. Патрулированием в воздухе прикрывал наземные войска в районе Правороть, Шахово, Шалоково, Гнездилово. Дежурством на земле в готовности №1 - 5 самолетов прикрывал аэродром Красная Поляна.
…Проведен 1 воздушный бой, сбито 4 Ме-109.
…Не вернулись с боевого задания мл. лейтенант Лепехин, Як-7б №4622 и сержант Карпенко самолет №34123.
Так было установлено, что пилотом найденного самолёта был
мл. лейтенант 183 ИАП Лепехин Николай Ильич 1922 г. рождения.
14 октября 2015 г. Борис Давыдов нашёл выписку из Приказа 183 иап №015 от 21.7.1943:
...Самолет Як-1б №34123 с мотором М-105пф №315-414 и
-"- Як-7б №4615322 -"- №325-206, как
не вернувшийся с боевого задания из боевого состава полка исключить.
основание: Рапорт ком-ров 2 и 3 аэ от 16.7.43.
Приказом НКО СССР № 0178 от 2 июля 1944 г. 183 ИАП преобразован в 150-й Гв. ИАП. 294 ИАД, в состав которой входил полк, тем же приказом НКО СССР была преобразована в 13-ю Гв. ИАД, а 4-й ИАК, в состав которого входила дивизия, тем же приказом НКО СССР был преобразован в 3-й Гв. ИАК. С 18 июля 1943 г. корпус входил в состав 5-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 25 марта 1944 г. генерал-полковник авиации Горюнов Сергей Кондратьевич), которая 20 октября 1943 г. вошла в состав 2-го Украинского фронта (командующие - маршалы Конев Иван Степанович и Малиновский Родион Яковлевич) и закончила войну в Праге.