Вчера по счастливому стечению обстоятельств мы попали на выступление Чикагского симфонического оркестра в МГК им. П. И. Чайковского.
Я далеко не знаток и не ценитель, а скорее случайный прохожий, и тем не менее, получила большое удовольствие от музыки и исполнения и осталась под сильным впечатлением.
ЧСО был создан в 1891 году и относится к The Big Five - большой пятерке американских симфонических коллективов. 18 апреля оркестр исполнил 3 произведения. Больше всего мне понравилась музыка Нино Роты к фильму "Леопард" Висконти. 5-я симфония Шостаковича - классика, не требующая комментариев. А вот "Космическую одиссею" Дмитрия Смирнова я совершенно не поняла.
По возвращении домой решила загуглить теорию по симфоническому оркестру - больше всего интересовала рассадка музыкантов: даже на первый взгляд ясно, что их места на сцене не случайны. В оркестре задействовано большое количество инструментов, и порой с трудом можно понять, какие именно играют в данный момент, но когда вступают все струнные - это совершенно потрясающее зрелище: создается ощущение, что на сцене никого больше нет.
Симфони́ческий орке́стр - большой коллектив музыкантов для исполнения
академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней
венской классики в связи с появлением нового крупного жанра - классической
симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава - в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов:
струнные смычковые,
деревянные и
медные духовые,
ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего,
арфа, а также
фортепиано,
орган,
челеста,
клавесин).
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей.
За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.
Во-первых - музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.
Во-вторых - все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе - в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.
В-третьих - звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.
Ко второй половине
XX века сложились два основных типа рассадки оркестра - немецкий и американский.
В России чаще используется американская рассадка. (Естественно, и в Чикагском симфоническом оркестре.)
Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы). За ними располагаются медные инструменты - трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя - от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы - слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.
Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.
(Материал из Википедии)