Вырвался я всё-таки из Перми на майские в родной Екатеринбург (живу там последние пол-года и скоро вернусь обратно в Екб, на совсем). Очень хотел посетить конечно все дни выставки Городских проектов, но получилось приехать только в последний. Сразу с поезда бегом-бегом, чтобы успеть на дискуссию с Евгением Липовичем.
Ждал от дискуссии многого. Ждал интересных рассказов о планах и каких-то аргументов. Но общее впечатление встреча произвела достаточно неоднозначное.
Было задано немало интересных вопросов, и мне удалось задать аж два. Но ответы были очень уж обтекаемы, либо не конкретны, либо с акцентом на какие-то не те аспекты, но обязательно с общим настроем, что у нас всё хорошо, мы стараемся и будет ещё гораздо лучше.
Животрепещущий вопрос про метро, в обсуждение которого включился активно и модерирующий дискуссию Макси Кац. Не было получено ответа почему всё-таки метро. Почему не трамвай. Хотя пассажиропоток, вероятно мог быть перевезён и современным трамваем. «Вероятно» - это оттого, что измерение этого пассажиропотока озвученное Евгением Ефимовичем было какое-то странное и опять же расплывчатое «семь вагонов раз в четыре минуты». В этом вопросе Липович, как мне показалось противоречил сам себе, аргументируя строительство метро тем, что у нас ЖБИ и Синие камни ограничены путепроводами для выезда, что там есть проблемы с пропускной способностью, но при этом строим мы метро не туда в первую очередь, для решения имеющихся, и уже давно наличиствующих проблем, а строим на запад в «перспективный район Виз-Правобережный», который обязательно будет развиваться, особенно, если нам дадут «мифическое» Экспо-2020. Также Евгений Ефимович рассказывал о сотрудничестве с французскими экспертами, которые не видят проблем в развитии одновременно и трамвая и метро, что трамвай он для перевозок на небольшие расстояния, а метро на магистральные направления. Но планируемые три станции на запад отстоят от центра всего на 1,5 км и даже нынешний трамвай в том направлении доходит за 15 минут. Это расстояние даже пешком можно неспеша пройти за пол-часа, что я часто летом и делаю, так как Виз-Бульвар, например достаточно комфортен для пеших прогулок. Но мэрия хочет почему-то сначала затеять масштабный и дорогой проект метро, на перспективу. Причём не имея для этого средств. Вместо гораздо менее затратного решения большинства текущих проблем.
Вообще Евгений не однократно упоминал, что мэрия активно работает с различными транспортными экспертами, и даже сакцентировал внимание, что «не Вучиком единым», и что у нас в России тоже есть хорошие эксперты. Но вот почему то горожанам ничего не известно о результатах работы этих экспертов, мало того и имена их не называются. Это одна из главных проблем мерии, закрытость в принятии стратегических решений. Отсюда и масса недоверия, даже, если теоретически проекты обоснованы, но не доведены до жителей и не агрументированы для активистов. В настоящее время проект второй ветки метро кажется каким-то самоубеждением мэрии. Или даже самообманом.
Вопрос про автобусы, заданный мной, остался практически без ответа. О том почему Екатеринбург живёт и мирится с маршрутками, в отличие от Перми, в которой их практически совсем нет. При существенной разнице в стоимости проезда 13 р. против 18,75 (минимальный тариф по екарте) Перми удалось развить очень большую сеть из современных вместительных автобусов - более 80 маршрутов, с огромным пассажиропотоком, когда в часы-пик автобусы уходят с конечной ровно каждые пять минут уже минимум с 30 пассажирами. Но не только комфортность, но и скорость эти автобусов не идёт в сравнение с нашими «автобусами малой вместительности», которые ездят быстро только когда им выгодно. И вообще быстрота маршруток - это, если и не миф, то совершенно непредсказуемый по факту параметр. Никакого контроля, никакого расписания, никакой навигации..
Проблем много, тема чрезвычайно показательная и интересная, но ответа на вопрос изучается ли она в сравнении с другими городами мы не услышали. А узнали только то, что под маршрутки мэрия понимает только газели, и от них, аллилуя, планирует совсем избавиться. Ну и на этом спасибо. Тоже не плохо.
Про проблему парковок в неположенных местах подняли. Евгений Ефимович заявил, что даже установка ограждающих столбиков - это не так уж и просто, что борьба с нарушителями - это забота ГИБДД и их нужно заставлять работать, что и с ГИБДД надо бороться. На мой вопрос, а не может ли Екатеринбург взять эти полномочия на себя и создать свою службу муниципальной парковочной полиции, которая смогла бы эффективно решать эту давно назревшую проблему, Липович ответил, что да, такая возможность у городов прописана, но нет разъяснений и прочих деталей как и каким образом это должно работать, да и вообще Екатеринбург не Москва, такие вопросы мы не можем так легко решать, да и вообще нам не до того у нас и другие полномочия отобрать пытаются.
И про велодорожки, и про пешеходные приоритеты в пределах малого транспортного кольца, и про электронную навигацию ОТ, и про электробусы, и про развитие трамвая, и про многое многое другое Евгений Ефимович нам поведал, что всё это будет в ближайшем будущем. И есть такое впечатление, что в мэрии всё знают, всё прекрасно понимают, красиво и правильно в большинстве случаев говорят и даже стараются рализовывать по мере сил и возможностей на практике, но вот выходишь с выставки, чтобы дойти до пресловутой пешеходной мекки Екатеринбурга, улицы Вайнера,
и видишь вот такую картину буквально в 200 метрах от старинного здания на набережной, где нам всё это так уверенно расказывали.. Красивый бумажный замок как-то не успев сложится рассыпается, и приходит осознание, что кардинально меняться начнёт всё лишь тогда, когда в руководство города придут другие люди. Когда город наш будет получать не маленькие такие инъекции разумных решений, основанных на современности взглядов на транспортные проблемы, какие делает в одиночку уважаемый наш Евгений Ефимович, а когда большая часть системы будет иметь взвешенный, современный и обоснованный стратегический план развития.
Мы конечно верим вам, Евгений Ефимович, и на этом спасибо. Могло быть и хуже, но...
ПС: В целом конечно мероприятие замечательное. Именно тем, что собрало множество интересующихся, ищущих, обсуждающих, желающих и стремящихся найти лучшее для любимого города. Спасибо организаторам за всё и
maxkatz за визит, приезжайте чаще! :)