Быдло-стандарт образования

Feb 10, 2011 00:23

Вообще история с проектом нового образовательного стандарта получилась просто безобразная. У меня такое ощущение, что наши чиновники-реформаторы из минобразования либо не имеют и никогда не имели детей, либо их дети никогда не учились в школе, либо их дети учатся в школе, но за границей. Причем третий вариант, наверное, самый реалистичный. Как можно было придумать такую ересь! Это образовательный стандарт для быдла, быдло-стандарт. Если применить его на практике, то получится вот что. 40 % учебного времени приходится на 4 обязательных предмета - ОБЖ, физкультуру, Россия в мире и индивидуальный проект. Если взять в качестве усредненной величины 6 уроков в день 5 дней в неделю, плюс 4 урока в субботу (столько уроков сейчас, по-моему, в старших классах моей школы в субботнем расписании), то получается 34 урока в неделю. 40 % от 34 - это 13 или 14 уроков. Т.е. по 3 урока каждого обязательного предмета в неделю. На все остальные предметы, включая русский язык, литературу, математику, химию, физику, биологию, географию, иностранный язык и другие в сумме приходится всего 20 уроков в неделю.

3 урока ОБЖ - это в три раза больше, чем было у меня в школе. Те, кто, в отличие от детей нашего чиновничества, все-таки учатся в российской школе, могут рассказать, кто такие ОБЖшники, как часто они приходят на занятия в нетрезвом состоянии, насколько "интересны" и "полезны" данные уроки.

3 урока физкультуры в неделю - это три урока челночного бега "пять по пять" и "десять по десять", или три урока кувырканий и прыжков через козла. Никаким обучением современные физруки вообще не занимаются: "побежали, разбились на пары, побежали... ты пробежал на пять, а ты на три". Никакого индивидуального подхода. Одни сплошные нормативы. Кто помнит свою школьную физкультуру - тот меня поймет.

Что такое по 3 урока "России в мире" и индивидуального проекта я вообще не представляю, так ни программ, ни методик преподавания, ни самих преподавателей данных дисциплин в России сейчас нет. Предполагаю, что "Россия в мире" - это что-то типа обществознания, причем преподаваемого в худших традициях совка. Помню как в 7 классе наша "граждановедка" (тогда это предмет у нас почему-то назывался именно "граждановедение") орала нам, что мы все не граждане, потому что не совершили никаких гражданских поступков. Уровень преподавания за прошедшие 10 лет, несомненно, снизился, так что "Россию в мире" буду преподавать еще хуже.

Про то, что по новой дурацкой схеме минообразования школьникам придется выбирать, что учить - русский или литературу, алгебру или геометрию, физику или химию, уже не раз высказались многие эксперты и представители учительского сообщества.

Если свести все элементы нового образовательного стандарта, лоббируемого правительством, то довольно сложно найти другие цели его внедрения, кроме одной единственной - оболванивания и одебиливания новых поколений россиян, большинство из которых по окончании школы должны пойти служить в армию строить дачи министру обороны Сердюкову или работать на буровых вышках и трубопроводных "стройках века" у Игоря Сечина, Роберта Дадли и китайцев. Нормальное среднее образование, переведенное в категорию дополнительного, а значит, платного, будет доступно лишь детишкам тех же Сердюковых и Сечиных, которые теперь смогут выбирать, где дешевле и лучше учить своих отпрысков - в Москве или в Лондоне.

Если государство хотя чуть-чуть было заинтересовано в создании системы среднего образования, которая сформирует в России образованное, думающее и успешное поколение молодежи, "реального субьекта модернизации", как сейчас модно говорить, то делать нужно совершенно другие вещи. Если кратко, то необходимо:

1. Остановить отток квалифицированных преподавательских кадров из системы образования. Проще говоря, перестать терять хороших учителей "старой закалки", обеспечить передачу опыта от старшего поколения преподавателей более молодому. Повысить зарплаты, ввести систему поощрений в зависимости от дальнейших успехов учеников (в какой ВУЗ поступил, продолжил ли обучение в магистратуре/аспирантуре, в какой компании работает и т.д.). Создать нормальные условия труда. Короче, сделать все для повышения престижности профессии школьного учителя. Чтобы в студенты не поступали в "педучку" по остаточному принципу: никуда не поступил, пойду учиться в "пед".

2. Изменить методику преподавания многих предметов, стараться использовать индивидуальный подход к каждому ученику. А это значит, что классы должны быть поменьше, чтобы учитель мог уделять больше внимания каждому ученику. Поощрять и учителей, и учеников за развитие различных творческих проектов. Школьный театр в рамках курса литературы, экскурсионные туры в рамках курса истории, поездки за рубеж во время изучения иностранного языка, футбольные и хоккейные команды - все это кажется банальностью, но зачастую все эти банальные начинания держатся лишь на энтузиазме отдельных учителей, их учеников и родителей. Финансирование на подобные творческие проекты не выделяется - учителю платят лишь за определенное количество начитаннных часов.

3. Отдельно по курсу литературы. Огромный объем русской классики 19-20 веков современному школьнику предлагается "проглотить" буквально за два года. В нашей школе в гуманитарном классе, где я учился, на изучение всех (!) произведений Шолохова, включенных в школьную программу, приходилось только 6 уроков. 1 урок на всего Платонова. 1 урок на всего Солженицина. У Толстого нормально изучалась только "Война и мир", у Достоевского - только "Преступление и наказание". Литературу нужно не в список необязательных предметов переводить, а расширить число часов  преподавания в школе и ввести в качестве обязательного предмета на 1-2 курсах ВУЗа, чтобы школьники и студенты смогли нормально "переварить" такой объемный по своему содержанию предмет.

4. Все написанное выше про литературу относится и к курсу истории. Ее вообще преподают как-то странно: с пятого по девятый класс - "от Адама до Потсдама", в десятом и одиннадцатом классе - тот же самый курс, только в сжатом виде. В голове, как и в случае с русской литературой, остается ноль. В лучшем случае - самые знаменитые даты типа 9 мая 1945-го или 19 февраля 1861-го. Еще Кутузов, Ленин и Жуков.

5. И очень важно улучшить качество преподавания иностранных языков, в первую очередь английского. Иностранный язык нужен и для трудоустройства на хорошую работу, и для того, чтобы хорошо учиться в ВУЗе и магистратуре/аспирантуре - знание иностранного языка позволяет следить за всеми свежими тенденциями в мировой науке, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и т.д.

6. Постоянное обновление и переоснащение школ современным оборудованием - компьютерами, принтерами, проекторами и другими прибамбасами. Не показушное, а постоянное с обучением учителей и учеников работе с новой техникой. Бесплатный wi-fi в каждую школу.

Мне кажется, что делать нужно именно подобные вещи. Я всего 8 лет назад закончил школу - то, что написал выше, основывается на личном опыте, воспоминаниях о том, чего нам не хватало в школе, что мы бы хотели изменить и улучшить. Если работать в этом направлении, прислушиваться к учителям, вроде Сергея Волкова, под открытым письмом которого подписалось больше 22 тысяч человек, тогда наши младшие братья и сестры, племянники и племянницы, дети и внуки вырастут умными и талантливыми людьми. Если тупо внедрять быдло-стандарт образования от Фурсенко - то получим толпу деревянных солдат Урфина Джуса.

Думаю, что поколения детей, "обученных" по быдло-стандарту, скоро перестанут знать, кто такой Урфин Джус.


Фурсенко, образование, Россия, стандарт, правительство

Previous post Next post
Up