Прочитала я недавно книги Санаева «Похороните меня за плинтусом» и «Хроники раздолбая». Рекомендую, хорошая проза. Так вот, в первой книге так мне было жаль главного героя, мальчика лет восьми, которого бабушка буквально со свету сживала своей странной любовью. И вдруг я заметила некоторое сходство со своей бабушкой. Знаете, когда несколько знакомых черт порождают вереницу воспоминаний…
Бабушка до недавних пор любила путешествовать. Если она умудрялась регулярно появляться сюрпризом в гостях у своего младшего сына, который жил за 2 тыс километров в закрытом! военном городке, то приехать к нам в Тулу за 300 км было делом плёвым. Когда в детстве я слышала звонок в дверь среди ночи, то у меня он рождал только радость, я была уверена: это бабушка с дедушкой! При этом их не напрягало, например, притащить с собой елку («детям везли, у вас разве купишь такую елку!»), и приехать не как все нормальные люди: на рейсовом автобусе или служебной машине дедушки, к которой прилагался личный шофер. Это же утра ждать надо! А идея с елкой вечером возникла! Поэтому ехали на электричке до Узловой 4 часа, потом ждали еще 3 часа на станции и автобусом - до Тулы.
Меня в детстве прельщало совершенное отсутствие режима, режимом мучила меня мама. С бабушкой мы могли смотреть телевизор до полуночи, завтракать в обеденное время, есть мороженное в неограниченных количествах и не мыться, не чистить зубы неделями. Нас даже причёсываться заставляли только тогда, когда мы возвращались с дачи-деревни в город и бабушке с дедушкой надо было идти на работу. Вы можете себе представить, чтобы работающие «старики» забирали на лето двух внучек, т.е. нас с двоюродной сестрой. Мы ровесницы, в принципе - нам скучно не было. Мы всегда находили себе занятие, главное - была бы идея. Если бабушка брала нас на работу, мы всю дорогу плевали и обзывали дедушкиного шофера, потом требовали, чтобы он сбегал в трестовский буфет за трубочками с кремом и старались выковырять крем пальцем, чтобы измазать им «дядю Сережу». Это казалось смешным. Дядя Серёжа, прости нас!
Как-то нам стало скучно и мы пошли погулять во двор перед трестом, двор был огорожен, чужих не было, все работники знали, что это - внучки директора, поэтому обязаны были общаться с нами приветливо. Даже когда мы залезли в мелкий фонтан, бьющий в центре двора, никто не посмел нас достать оттуда, пока мы окончательно не вымокли, толкая друг друга в воду, на крики выглянула бабушка и побежала нас вынимать…
Бабушка всегда покупала нам с сестрой подарки. Зарплаты у них с дедушкой были большие, поэтому подарки были дорогими, но не утилитарными. Например, у нас появлялось сразу несколько ботинок для фигурного катания. Ботинки без полозьев казались какими-то белыми сапожками, в которые мы играли дома. Так же нас одаривали классными пластиковыми лыжами без креплений, одинаковыми костюмами для физкультуры из коричневого трико… Я потом поняла, почему наши мамы тайком кривили рты от таких подарков. А магазин «Старт» и по сей день находится рядом с домом бабушки.
Когда вся наша семья собиралась на даче, становилось празднично: мамы накрывали на стол, папы жарили шашлыки, бабушка ходила и сокрушалась, что всё в её хозяйстве было нарушено. Хотя чтобы начать готовить и накрывать на стол, мамы проводили с тряпкой не один час. Я до сих пор удивляюсь, как наши мамы отпускали нас в такую антисанитарию… Бабушка в эти моменты никогда не садилась за стол, хотя обычно она просиживала там часами, попивая чай и комментируя программу «Сельский час». Во время семейного застолья она выбирала рефренную роль, то есть с заметной регулярностью появлялась около стола, принося совершенно ненужные и нелепые вещи и приговаривала в сторону дедушки: «Виктор, не позорься!», «Ну Виктор, закрой рот!» Дедушка никогда не отвечал ей, сколько лет себя помню. Вообще о дедушке - отдельный разговор.
Но он никогда не ругался на бабушку при нас, только подшучивал. Бабушка могла выйти на крыльцо и вдруг запеть громким оперным голосом: для собаки это был стресс, цепной пёс пулей убегал в свою будку и долго не вылезал из нее.
Все пять внучек и шесть правнучек очень похожи на бабушку. Это пугает…