Добрый день! В эфире рубрика очень важное кино. Бегущий по лезвию это шедевр современного кино. За основу взята история из книги. Сюжет в этом фильме, по нашему личному мнению, не является главной темой повествования. Он призван, чтобы разбудить внимание к поистине одним из самых важных вопросов в истории человеческой цивилизации.
И, хотя, это звучит весьма патетично, но нисколько не умаляет наш интерес к этому. По сюжету люди делятся на репликантов и живорожденных. Но в чем же разница? Живорожденные, те что родились посредством родов и подающие признаки живых. Репликанты - это люди полученные искусственным способом, именно полученные так как это производственный процесс, который происходит в лабораторных условиях, а по сюжету, вышедший на уровень конвейера. Но, пока что, это плод фантастики и, закономерно, встает вопрос. А есть ли у таких людей - репликантов душа? Или же они являются, всего лишь, биологически выращенными бездушными кусками мяса? И, в связи с этим, используются на тяжелых работах, их продают, покупают, а в случае ненадобности пускают в расход, как старую бесхозную вещь.
В фильме режиссер все же дает надежду, он создает прецедент, оказывается давным-давно одна из репликантов смогла произвести на свет живого человека. Мало того, что она репликант, она смогла зачать, так еще умудрилась и родить нового человека живым.
И что же это получается? Есть ли душа у этого нового человека? Данный фильм затрагивает и религиозную тематику. Ведь по религиозным догмам у каждого человека есть душа и эта душа рано или поздно попадает на суд к создателю. А как же на счет репликантов? У них есть душа? И если они смогли родить живого человека, то, есть ли и у него душа? Кто ответит на эти вопросы?
Фильм намного опережает наше время, заглядывает в туманную даль, скрытую от наших глаз, но вполне открытую для наших умов. Почему это действительно важно? Потому что если все же у репликантов есть душа, то создателем его уже становится не Бог, а человек, что противоречит любым религиозным догматам. И все это, слово за слово способно перевернуть весь мир вверх дном. Все представления о мире и о его создании. Но ответы на все эти вопросы, пока что остаются, как всегда без ответа. Религия и наука идут рука об руку, говорят об одном и том же, но на разных языках.
Но, по сюжету люди живущие в будущем, строго категоричны, они считают репликантов своими подчиненными, не рабами, но ниже классом или рангом. В фильме мы можем в этом убедиться, репликант проходя мимо живорожденного прячет лицо и старается скорей уйти, над репликантом смеются, оскорбляют и травят его этим. Репликантам строго запрещено давать человеческие имена, они приравнены к роботам, которым дают лишь кодовые клички.
Один из важных моментов в фильме, когда Рику Декарду (Харрисону Форду) в обмен на важную информацию предлагают его ушедшую любовь Рейчел. Она точная копия настоящей, за исключением того, что она репликант. Когда она подходит к Декарду, у него на секунду замирает дыхание он не верит глазам и уже готов прослезиться от счастья, но затем быстро разгадывает ее. Он отмечает, что у той Рэйчел, которую он любил были глаза другого цвета. Это отсылка к известной фразе, глаза - это зеркало души. И герой не признает эту не настоящую Рэйчел, отмечая что глаза не те, а значит и нет в ней души.
И действительно, может ли человек, вот так вот сразу родиться взрослым и сразу с душой? Ведь процесс одушевления, очеловечивания создается годами с рождения, вытачивается, высекается постепенно. Один человек с годами становится добрым, отзывчивым и про него говорят человек с душой, а другой бывает грубеет, замыкается, черствеет и про такого говорят бездушный.
Еще один факт, который озадачил наши умы - это отношения полов. Разумеется, мы говорим лишь о том, о чем хотел автор фильма нам поведать или намекнуть. Мы смотрим кино как абстракцию, как продукт творческой работы, которая результат душевных переживаний человека, которые он испытал или испытывает в процессе создания. Мы, к счастью вправе принимать версию автора по тем или иным вопросам или давать свое толкование на его работу.
В этой замечательной ленте мы видим то, как завязываются отношения у репликанта Джо с искусственным интеллектом, способным принимать голографический образ живой девушки. Молодому неокрепшему уму все это может показаться слишком фантастичным и оторванным от реальной жизни либо же он просто даже не обратит на это должное внимание. Но вглядитесь в эту ситуацию. С каждым годом человечество все больше замыкается в себе. Человек все чаще остается сидеть дома. На смену живым работникам приходят новые технологии, которые способны автоматизировать процесс и в некоторых случаях совсем вытеснить человека. Замедляется процесс активных вылазок, все реже и все меньше знакомств. Я уже даже не говорю, что многие предпочитают пользоваться не настоящими друзьями на прокат и не настоящими девушками для удовлетворения. Но и это не предел, индустрия кукол для получения удовольствия одна из самых востребованных и об этом пишут сми. А виртуальная реальность? Вы "видели" как популярны видео игры для взрослых у мужчин. А все почему, потому что так исторически складывается, мир меняется. И это все рано или поздно приведет к обеднению половой жизни между мужчиной и женщиной. На смену нормальным биологическим отношениям придут вот такие вот отношения между Джо и компьютерной программой. И это наше с вами будущее.
Остается неразрешимым еще один нюанс. Это разговор наедине в кабинете Мадам и Джо. Мадам то ли реально заигрывает, то ли проверяет своего подчиненного на предмет флирта. И даже задает ему вопрос прямо: "Все мы ищем чего-то настоящего. Ну что я допью и мы продолжим?" Эта реплика в данной сцене была специально сыграна многозначительно. Джо будучи мужчиной-человеком, вероятней всего должен был расценить это как флирт. Но по сценарию он задает ей встречный вопрос опустив глаза вниз, а потом пристально глядя ей в глаза: "я должен продолжить работу?"
Что же тут не так? - спросите вы. А то, что нам ясно дают понять, хотя Джо и репликант, но он все очень хорошо понял, что Мадам с ним заигрывала, поэтому от неловкости вопроса сначала опускает глаза, а потом имитируя задумчивость задает ей самый логичный вопрос, который является правильным ответом для репликанта, но не живорожденного человека.
Мысль заложенную в этой сцене мы трактуем так. Не важно кем ты родился, не важно кто и кем тебя считает, очень важно кем ты считаешь себя сам. Даже не будучи животными люди часто ведут себя как таковые и, казалось бы, животные очень часто ведут себя как люди(YouTube полон примерами). Процесс самоопределения у Джо зашел слишком далеко и он едва не вылетает с работы или в утиль не сдав простой тест репликанта.
Всего хорошего и до новых встреч.