Музыка, которая нужна. Интервью с группой Yoki.

Oct 31, 2013 07:00



Первый раз мы услышали и увидели Yoki на фестивале Ивана Купала в Кольцово в 2012 году, и они нам сразу понравились. С тех пор внимательно следим за творчеством этой яркой, необычной группы - ходим на концерты в московские клубы, покупаем диски.

Так выглядит группа на концерте



И не забудьте о самом ХЕЛОВИНЕСТОМ концерте 31 октября в клубе Алексея Козлова! Приходите, не пожалеете!

Состав:

Оля - вокал, народные инструменты



Валя - вокал, клавиши, народные инструменты



Саша - саксофон



Даниил - бас



Андрей - барабаны.



Попав на репетиционную базу группы, мы смогли понаблюдать за рождением музыки и побеседовать с музыкантами, которые нам рассказали о себе, о публике, о русском роке и даже показали материал, из которого получаются песни.



Лёля:
- Почему именно Yoki? - спросите меня вы. Меня интересует все, что связано с этникой, но не с такой этникой, которую включают по радио и считается, что это народная музыка (но по сути лубок), а то, что двигается вперед, сплетается с другими стилями, современными и не только. Мне нравится, когда этника переплетается, пересекается с чем-то еще.

Yoki:
- У нас все именно так и происходит, но при этом с большим уклоном именно в современную музыку. Есть смешение этнического стиля, джаза, но при этом в ногу со временем. Мы не знаем, куда оно идет, это время, мы не то что стараемся делать что-то модное и популярное, но именно привносить современные технологии. Что-то новое периодически появляется, и мы можем начинать это использовать. Использовать, конечно, то, что нам нравится, и чего не было какое-то время назад. Пытаемся освоить технический прогресс и сюда внедрить.

Лёля:
- То есть основной уклон у вас в электронную музыку?

Yoki:
- Мы работаем малым составом, пять человек всего, и поэтому электронные средства, в том числе, помогают сделать нашу музыку богаче, ярче.

Лёля:
- Вы с самого начала этим составом играете?

Yoki:
- У нас очень долгая история. Мы в этом составе играем два года.

Лёля:
- С кого начиналась группа?

Yoki:
- Этих людей даже нет здесь. Самому проекту Yoki уже, наверное, десять лет. Есть человек, автор текстов, названия группы и её концепции - Алексей Столяров. Концепция, наверное, изначально была не такая, как сейчас - она меняется, приходят люди, приносят что-то свое, но начало пошло оттуда. Была группа друзей, которые сформировали свое видение музыки, начали это развивать, потом музыканты уходили, приходили, что-то менялось. Было несколько этапов, когда полностью все трансформировалось. Изначальное звучание группы можно послушать на альбоме 2005 года, нас там еще нет. Мы уже кардинально отошли от концепции, изначально это был более акустический, легкий, более джемовый проект.

Лёля:
- Как относится основатель группы к тому, что вы внесли?

Yoki:
- По-разному. Что-то ему нравится, что-то нет. Мы приносим, присылаем записи, он может так и сказать: - “Нет, не понравилось”. Очень критичный. Он делает наброски музыки, стихи, но аранжировки полностью наши. У него есть некоторые задумки, но сам он не знает, в каком виде это можно реализовать, поэтому полностью рассчитывает на нас. У нас полная свобода музыкального самовыражения в рамках его песен. Он в некотором роде наш скелет, наша душа, то, что дает нам ощущение. Мы приходим к нему, он поет все, что у него есть, показывает, танцует. Мы говорим: “О, это нам нравится, это мы берем”.

Лёля:
- Вы у него одни такие или его еще кто-то транслирует?

Yoki:
- Нет-нет-нет, были группы, была группа Orange, которой он писал совершенно другую музыку, или, может, музыку писал ту же самую, просто делали они ее по-своему. Есть еще коллективы, которые исполняют, даже те же самые вещи, но совершенно по-другому. У него, кажется, много уже скопилось песен, которые некому отдать, которые просто нам не подходят, но они очень хорошие. Это очень жаль, хочется его как-то… раскрутить.

Лёля:
- Насчет раскрутить. Какой вы сами видите судьбу своей группы, какой у вас ориентир? Я бы так поделила: с одной стороны такие наши этнозвезды, как Farlanders, бывшая Va-Ta-Ga или Huun-Huur-Tu, которых больше знают за границей или в узких кругах любителей; с другой стороны - фолк-группы вроде Мельницы, которая вышла вроде из узко-клубной тусовки, но пробилась на Наше радио, и теперь про них знают толпы людей? На что вы рассчитываете?

Yoki:
- У них разный подход к музыке. Мы рассчитываем на мировое господство, особенно Саша! (смеются).

Лёля:
- Мы дали послушать ваш диск знакомым, и часть из них сказали, что музыка заумная, что они вряд ли стали бы ее слушать для развлечения.

Yoki:
- У нас музыка не развлекательная, наверное. С другой стороны, мы были в городе Калуге с концертом, и руководитель калужского Дом музыки на вопрос: “Как вам наша музыка?” пожал плечами и ответил: “Ну, как-то простенько”. В Доме музыки в основном проходят классические концерты.

Лёля
- Получается, вы попадаете как раз в щель между развлекательной и серьезной музыкой.

Yoki:
- Мы в нее не попадаем, мы ее заполняем!

Лёля:
- Вам нужен более искушенный, подготовленный слушатель, чем в среднем. С таким подходом массовости у вас не будет.

Yoki:
- У нас другие приоритеты. Если бы мы хотели массовости, мы могли бы создавать музыку проще, доступнее, понятнее, но нам нужно, в первую очередь, донести до людей музыку немножко другую, чем они привыкли слышать, но при этом чтобы они ее тоже понимали и воспринимали. Поэтому мы так на грани и балансируем.
Есть очень много пластов музыки, которые хорошие, но абсолютно не востребованы. Мы чувствуем, конечно, что наша музыка не всеми востребована.

Лёля:
- То есть вы хотите менять ситуацию?

Yoki:
- Мы людей хотим менять. У нас серьезная миссия (смеются). Есть много способов этого добиться, но в первую очередь, надо просто делать музыку хорошо. Если мы поем русскую песню, или какую-то еще, нужно делать это так круто, чтобы кто-то, услышав, сказал: “Да, это русская народная песня, но я никогда не думал, что она может так звучать”. Многие про наши песни думают, что это русские песни, что взяты тексты народных песен, хотя это авторские песни. А некоторые спрашивают: “На каком языке вы поете?” Когда слышат, не понимают, потому что там нет предложений, иногда просто какие-то обрывки слов непонятных.

Лёля:
- У вас текст идет как часть музыки, к чему слушатель того же Нашего радио совсем не привык. Он слушает текст. Я не знаю, что надо сделать с людьми, чтобы они начали слышать музыку.

Yoki:
- Это проблема вообще русского слушателя, и поэтому у нас нет нормального рока, у нас очень мало хорошей МУЗЫКИ. Люди привыкли воспринимать стихи, в советское время - это бардовская песня, и весь наш русский рок - это, фактически, та же бардовская песня. Менять это можно только личным примером. Мы не сидим, не ждем, когда к нам придут, мы сами пытаемся это как-то внедрять. У нас есть фестивали, летом мы много играли на открытых площадках для большого количества человек - тысяча, больше. Были фестивали, где люди просто приходили и наверняка не ожидали, что именно услышат, например, день города Костромы. Надо ходить в народ, надо не бояться этого.

Лёля:
- Вас устраивает, если вашу музыку скачивают из Интернета на халяву?

Yoki:
- Пока мы этому радуемся. Понятно, что, если человек хочет скачать музыку бесплатно, он ее скачает. Чтобы ему дать скачать сразу хорошее, чтобы он послушал хорошую запись, мы сами раздаем эти песни, чтобы их слушали так, как это должно звучать. Если тебе понравилось, ты можешь спокойно заплатить музыкантам. Люди платят деньги добровольно - они скачивают, довольны, - и платят какие-то деньги. Таким образом, больше людей скачивают, больше слушают, и это на самом деле один из наших планов по захвату мира - сарафанное радио. Основное это все же концерты, живая музыка.

Лёля
- Когда вы стоите на сцене, в зале есть любимый зритель для которого вы играете? Как он выглядит?

Yoki:
- Тысячные стадионы, конечно! И должен прийти человек с бородой обязательно на концерт, это добрый знак. Мы говорим в этом случае: Иисус Христос сегодня с нами. И все нормально. Всегда в зале находится человек, похожий на Иисуса.

Лёля:
- Под вашу музыку можно танцевать?

Yoki:
- Это наша мечта. Под нее действительно можно танцевать, вот Андрей с удовольствием танцует. Но не все точно понимают, как, потому что размеры неровные. Самые приятные концерты - это фестивали, потому что много народа, большинство из которых, может, даже раньше нас и не слышали. Интересно видеть первую реакцию - она бывает очень разная: кому-то нравится, кому-то не нравится, а кто-то стоит и вообще не понимает, что происходит. Никто не остается равнодушным - или экстаз, или тошнит. После концерта в усадьбе Кузьминки подошел дедушка и сказал: “Вот вы, девушки, уж поете так поете, а вы, парни, ну что вы играете, что вы шумите!” Поднимается прямо на сцену и говорит: “Кто у вас тут начальник?”

Лёля:
- А правда, кто у вас тут начальник?

Yoki:
- У нас как-то нет начальника. Кто-то один говорит - мне нравится эта песня, давайте ее возьмем, а кто-то говорит - нет, мне не нравится, ну, давайте попробуем. Вот как-то так - путем долгих переговоров.

Лёля:
- С чего начинается музыка?

Yoki:
- Это риторический вопрос, как с чего начинается Родина. Она может начаться с какой-то вообще мелочи. Кто-то один может заиграть, или что-то напеть, потом мы начинаем выстраивать форму, решать, что за чем, что как, придумывать, какие инструменты добавить - все это постепенно. Мы можем показать, у нас есть на компьютере.
Как получилась песня “Дума” с последнего альбома “Веста”.

Заготовка:


И вот что получилось в итоге:


Лёля:
- Сколько времени уходит на создание одной песни?

Yoki:
- По-разному. Можно сделать песню вообще за неделю. А можно за полгода. У нас есть песня, к которой мы постоянно возвращались пять лет. Она лежала, мы возвращались, но она не получалась, мы говорили - Нет, это безнадежно, и снова она лежала. Это песня “Мальчик” - мы ее сделали, но она получилась очень странная, потому что на нее налипло столько за пять лет! Может, даже, что-то лишнее. Как раз максимально электронные элементы там встречаются, она контрастно смотрится на фоне всего альбома.

Отрывок из песни “Мальчик” (альбом “Веста”):


Лёля:
- Как вы пришли в музыку?

Ольга (Yoki):
- Случайно пришла. Я с детства пою и люблю петь, и моя мама очень хорошо исполняла народные песни. Когда я была маленькая, мы с ней пели на два голоса. У меня две сестры, но мне одной передался голос. Изначально не было идеи на народную кафедру поступать, это вышло случайно, вообще я думала, что стану пианисткой. И Валя тоже думала, что станет пианисткой. В общем, все мальчики хотели стать космонавтами, а девочки - пианистками.


Лёля
- Помимо Yoki, в обычной жизни, вы чем занимаетесь?

Yoki:
- Оля преподает на кафедре народного пения в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова.


- Валя занимается с детьми и учится в Институте культуры и искусства.


- Андрей последнее время старается больше заниматься музыкой, при этом параллельно работает в кино, делает компьютерную графику - спецэффекты. Это то, что приносит какой-то доход.


- Даниил занимается только музыкой и играет, помимо Yoki, в нескольких разных составах. Старается играть разную музыку. После репетиции с Yoki ему нужно ехать играть концерт.


- Саша в свободное время ходит на собеседования на должность юриста. Последний год он не работал, потому что решил больше заниматься музыкой.


Напоследок нам дали послушать зачаток еще одной песни - “Гуляла”. Здесь можно услышать голос автора - Алексея Столярова. По ходу трека музыканты объясняют, что изменилось по сравнению с изначальной задумкой:


А так выглядит песня на альбоме “Веста”:




интервью, yoki, музыка

Previous post Next post
Up