Еще одно интервью Таисии Игуменцевой про фильм "Отдать концы"
- «Отдать концы» закончен тобой уже давно, а чем ты занимаешься сейчас?
- Прошла GTA5 и записалась в автошколу, надеюсь, отучусь угонять машины и давить прохожих до того, как сяду за руль.
- А какие люди тебя окружают в настоящий момент? Помню, как ты жаловалась на ограниченность кинематографистов из ВГИКа.
- Ограниченные миром кино, я говорила. Когда не можешь ни думать, ни говорить ни о чем другом. Мне очень повезло, что с течением времени какое-то количество не моих людей отсеялось, а встречала я их для того, чтобы как раз встретить тех самых своих и начать их ценить. В данном случае я очень благодарна своей съемочной группе, которая действительно моя, и мы будем дальше работать вместе. Когда у тебя случается такой творческий тандем, где все верят друг в друга, только тогда получается хорошее кино. Я сейчас имею в виду не только группу, но и актеров. У нас ведь некоторые режиссеры по этому пути и идут. Учитель много снимал Ирину Пегову и Евгения Цыганова. Борис Хлебников - Александра Яценко.
- И твоя короткометражка «Дорога на...», отмеченная в прошлом году в Каннах, и полнометражный дебют «Отдать концы» имеют много общего. Ты бы рискнула сказать, что у тебя уже сформировался свой собственный почерк?
- Он только наклевывается. И судить скорее зрителю. Но это такая привлекательная русская простота, наивность и чудачества во всех проявлениях. Для меня очень важно, чтобы в фильмах того или иного автора происходило узнавание самого автора. Поэтому чудаки, о которых я уже второй раз рассказываю - это в том числе и я.
- В «Отдать концы» то есть нет конкретного персонажа, с которым бы ты себя ассоциировала?
- Наверное, ближе остальных мне персонаж по имени Михаил, которого играет Максим Виторган. Вы только не смейтесь, но есть у него одна очень характерная для меня черта, закрытость, когда со стороны человек кажется угрожающе серьезным, что боишься к нему подступиться, а в душе очень мягкий человек, просто не способный также свободно, как другие, выражать свои эмоции. Кстати, по поводу выражения эмоций - вот вы задумайтесь, когда вы последний раз по-настоящему что-то такое испытывали? Когда говорили близким о своих чувствах к ним? У нас все так торопятся жить, что не успевают в этой бесконечной суете разглядеть себя и людей, которые их окружают. Наше кино как раз призывает не ждать какого-то взрыва или крайнего случая, чтобы задышать полной грудью и ЖИТЬ.
- В Виторгане себя сложно было увидеть?
- Нет, наверное, в нас есть что-то общее. Вообще у меня очень теплые чувства ко всему актерскому составу. С самого начала на площадке присутствовало какое-то единение и вера в общее дело, в режиссера, в материал, мне на шапке подошел Юрис Лауциньш и признался, что не хочет расставаться и что мы обязательно должны поставить спектакль «Отдать концы».
- Как ты пришла к жанру фэнтэзи в истории про деревню?
- Хотелось создать свой новый мир, героев, со своим укладом жизни, обычаями, причудами, страстями , но при этом чтобы это были такие универсальные характеры, взятые из жизни и понятные, близкие нам. Размахнуться в этом направлении нам помог Эльдар Кархалев, художник-постановщик, и надежда Васильева, художник по костюмам. Все, что у нас сейчас создается на тему деревни пахнет затхлостью. Даже сами деревенские жители в этих фильмах сами себя не узнают. И не всем хочется, чтобы из их жизни доставали грязное тряпье и трясли перед лицом.
- А ты откуда знаешь деревенскую жизнь?
- С детства я проводила много времени в деревне, за 300 километров от Москвы, где до сих пор живут мои родственники. Люблю туда возвращаться. И с детства нахожусь там большую часть своего времени. И очень люблю местных людей, живущих там, и никакого упадка и черноты, о которой нам рассказывают в кино, я там не нахожу. Может быть это и фантастическая ситуация, что такие места существуют - где люди не пьют, а работают и не хотят никуда уезжать, но они есть.
- Эти режиссеры снимают про чернуху в деревне и про их фильмы пишут положительные отзывы, а ты сняла кино про деревню, где есть жизнь, и на это кино обрушился шквал отрицательных отзывов. Как ты на все это реагировала?
- Могу сказать так - единственный отзыв, который меня задел, был написан до Каннской премьеры. Этот человек писал в своей заметке, вышедшей, повторюсь, до премьеры в Каннах, что премьера состоялась и что фильм провалился и люди выходили из зала. Зачем он так сделал - не знаю. Правда же заключается в том, что на наш фильм тоже выстроилась очередь перед показом, как и на все другие каннские премьеры. Приходили очень трогательные пожилые французы в вечерних платьях. И вот когда ты получаешь такую грязь в лицо, ты начинаешь безумно переживать не за себя, и не за свой фильм даже, а за то, что произойдет с теми людьми, которые работали вместе со мной над этой картиной, которые верили в общий успех, вложили столько сил и просто не заслужили вот такого вранья. Поэтому я критиков призываю, что даже если у них есть какая-то личная ко мне неприязнь, черту же переходить все-таки нельзя.
- А что тебе помогает с этим справляться? Вот оба фильма пусть во многом и печальные, но очень ироничные по своей сути, а у тебя есть чувство самоиронии?
- С этим справляться мне помогает веря в себя и целеустремленность. Это как соревнования по бегу, стоит на кого-то обернуться, теряешь скорость. И без самоиронии тоже никак, на соревнованиях этих по бегу надо обязательно бежать спиной вперед.
- Ты в одном своем интервью говоришь, что твои родители не воспринимают твою профессию всерьез. Но это не только у тебя. У меня есть еще несколько знакомых из ВГИКа, у родителей которых такое же отношение к делу их детей. Как думаешь, почему у старшего поколения сейчас такое отношение к профессии режиссера?
- Кино такая вещь - я сама не пойму своего отношения к нему. Я по характеру своему больше всего боюсь нестабильности. То, что у меня нет уверенности в завтрашнем дне - меня это безумно пугает. Наверное, пугает это мое положение и моих родителей. И это нормально.
Интервью - Антон Сазонов
Взято отсюда