В большой публикации "Острые чекистские мероприятия. Рицин в роли коронавируса?" на сайте радио "Свобода" были использованы элементы моего интервью о попытке отравления трёх градоначальников рицином в Праге в связи с демонтажом советского памятника маршалу Коневу (с переносом его в мемориальный парк) и неугодным Путину переинованием улиц чешской столицы с наречением их именами оппозиционеров путинскому режиму. Подозрения контрразведки Чехии в организации этого преступления пали на российские спецслужбы. Поэтому редакция радио "Свобода" и обратилась, в частности, ко мне, как к эксперту-аналитику в области разведки и контрразведки.
В данном материале были использованы несколько интервью, поэтому, по соображениям экономии места, моё прозвучало в следующем сокращённом виде:
_________________________________________________________Острые чекистские мероприятия. Рицин в роли коронавируса?
Бывший советский и российский разведчик
Сергей Жирнов, живущий во Франции, в интервью Радио Свобода сказал, что относится к публикации журнала Respekt о планировавшихся в Праге отравлениях без всякого скепсиса.
"К такому выводу меня толкает не обывательский поиск несуществующих теорий заговора, а здравый смысл и чисто профессиональная логика спецслужб.
Если чешская контрразведка организовала утечку в СМИ истории с рицином, значит, такая история реально была. Слишком всё конкретно уж в этой утечке. Точно названо конкретное отравляющее вещество, точно определены конкретные объекты нападения, точно определены конкретные исполнители и курьеры. Для меня, как для эксперта-аналитика спецслужб, тут почти всё ясно.
Если чешская контрразведка организовала утечку в СМИ истории с рицином, значит, такая история реально была
Понимаете, у контрразведки часто есть очень серьёзная проблема с тем, что называется реализацией информации. Есть секретно добытая, в том числе с нарушением законов, оперативная информация, но юридически оформленных доказательств для суда нет, или недостаточно, или их нельзя предъявить, не расшифровав источник информации. При этом явно готовится опасное уголовное преступление, и нельзя медлить, подставляя людей под смертельную опасность.
Тогда спецслужбы идут на организацию утечек в прессу. Это не позволяет "красиво" и театрально схватить преступников за руку с поличным, но позволяет предотвратить уголовное преступление. Что, на мой взгляд, и произошло в Чехии.
Но, по-моему, пресса не совсем правильно или слишком буквально поняла чешскую контрразведку, подумав, что она как-то раскрыла курьера прямо при пересечении госграницы в аэропорту с рицином. Мне кажется, что всё было не совсем так. Ведь такие опасные ОВ перевозятся, как правило, в специальных, герметически закрытых контейнерах. Что не позволяет уловить летучие молекулы ОВ для их выявления с помощью улавливающих датчиков и сенсоров.
Сергей Жирнов
Сейчас идёт борьба с пандемией Ковида-19, и резко упал уровень загрузки транспорта. Все перемещения по миру и по Чехии легче установить и выявить. А путинским шпионам нельзя снизить уровень активности - от них из Кремля требуют постоянной работы и результатов. Более того, не исключено, что в Москве сочли, что в условиях, когда правительства и спецслужбы противника отвлечены на огромные медицинские и прочие проблемы, у них будет меньше сил и средств на борьбу с российскими шпионами. Отсюда и больший уровень активности, и больший уровень проколов.
Три пражских городских начальника вынуждены скрываться от потенциальных отравителей и убийц, а российский плебс ликует, требуя крови
Пражская история уже сыграла свою пропагандистскую роль, полезную Путину, несмотря на всю скандальную публичность и, казалось бы, явные негативные последствия для международной репутации путинской России. Путину просто наплевать на собственную репутацию, на репутацию страны и его режима вне страны. Иначе не существовало бы депутата Лугового, подозреваемого в убийстве и защищённого депутатским иммунитетом. Отсюда - дело Скрипалей накануне президентских выборов 2018 года, чтобы повысить тогдашний упавший рейтинг Путина. Оно отлично сработало внутри, хотя и принесло моральные потери для международной репутации России.
И новая история в Чехии - почитайте кровожадные отклики в "Одноклассниках" или на форумах "ВКонтакте" - только вызвала бурную реакцию одобрения накануне очередного майского "победобесия" и в условиях возможной критики ошибок и недоработок борьбы с пандемией Ковида-19. Три пражских городских начальника вынуждены скрываться от потенциальных отравителей и убийц, а российский плебс, возмущенный сносом советских памятников, ликует, требуя крови", - говорит Сергей Жирнов.
Материал целиком на сайте радио "Свобода" __________________________________________________________________
Ниже я привожу полный текст моего интервью радио "Свобода":
___________________________________________________________________
По просьбе радио «Свобода» Сергей Жирнов, бывший советский и российский разведчик, живущий во Франции, делится своей оценкой истории с разоблачением в Чехии попытки отравления трех городских начальников Праги в связи со сносом советского памятника маршалу Коневу и переименованием пражских улиц.
ОТРАВИТЕЛИ ИЗ СПЕЦСЛУЖБ РОССИИ РАЗОБЛАЧЕНЫ В ЧЕХИИ?
Во-первых, я, как эксперт-аналитик спецслужб и единственный живущий во Франции бывший настоящий старший офицер ПГУ КГБ и СВР России, который может себе позволить публично высказываться на темы разведки и контрразведки, благодаря международному статусу беженца, отношусь к этой истории совершенно серьёзно и отнюдь не скептически.
И к этому меня толкает не обывательский поиск несуществующих теорий заговора, а здравый смысл и чисто профессиональная логика спецслужб.
В театральном мире говорится, что если на сцене висит ружьё, значит, оно рано или поздно должно в ходе спектакля выстрелить. У Путина, у путинского режима есть, как минимум 3 таких специальных ружья, которым дано право заниматься в России и по всему миру незаконной, преступной и террористической деятельностью: СВР, ГРУ ГШ ВС и ФСБ. Все они хорошо начищены, смазаны, заряжены и находятся в полной боевой готовности. Уровень международной шпионской и террористической деятельности современной России невероятно велик и превышает как минимум в 2 раза уровень СССР времен холодной войны.
В лучший андроповский и послеандроповский период в конце 1980-х - начале 1990-х годов оперсостав КГБ оценивался в 430 тыс. человек, из которых 200 тысяч - пограничники. И это был союзный КГБ - обслуживавший 15 союзных республик и страну с населением в 290 миллионов. Сейчас такие цифры называются специалистами только для одной российской спецслужбы - ФСБ. И только для одной из бывших 15 республик с населением в 140 миллионов - то есть, составляющим лишь половину от советского уровня. Таким образом, налицо не абсолютное удвоение оперативного потенциала, а относительное его утроение или даже учетверение. Потому что ФСБ - это только контрразведка.
Как ни парадоксально, оценить рост оперативного потенциала путинской России проще всего на примере СВР. Внешняя разведка раньше входила в состав союзного КГБ в лице Первого главного управления. Его объекты были в 1970-х и 1980-х годах территориально выделены из общей структуры КГБ с переездом ПГУ с Лубянки в Ясенево. И рост внешней разведки стало легче отслеживать со спутников.
Аэрофотосъёмка, доступная любому человеку через Google Maps, и даже фотографии территории штаб-квартиры СВР, которые любой слушатель радио «Свобода» может легко найти в Интернете, наглядно говорят о том, что там построено в два раза больше зданий в оперативной зоне по сравнению с советским периодом, когда я, как оперативный сотрудник управления «С» ПГУ КГБ СССР, лично там бывал последний раз. А в технической зоне - в четыре раза больше. И опять - всё это лишь для России, одной из 15 бывших республик СССР. То есть, опять же удвоение абсолютных размеров оперативных зданий, при уменьшении вдвое размеров населения страны.
Странно было бы предполагать, что бюджетные миллионы растрачены впустую, и что в новых зданиях никто не работает. Что это надувные или картонные макеты в натуральную величину - так сказать, для обмана космической разведки стран противника. Здания - не пушки, не танки и не самолеты. У военных на поле боя такие простые обманки проходят. Здесь - нет. Поэтому, здесь опять же налицо рост в четыре раза шпионского потенциала. Оперсостав ПГУ оценивался в 7.5 тыс. человек. У СВР - сейчас порядка 15 тыс. человек.
Для ГРУ в 2006 год выстроен новый комплекс зданий. Его тогда торжественно открывали министр обороны Иванов и Путин, бывшие коллеги по службе в КГБ. При этом старый грушный «Аквариум» не снесли с лица Земли и не передали здание под детский сад или школу. И тут удвоение потенциала в абсолюте при сокращении вдвое населения страны, то есть, реально сравнительное учетверение шпионской мощи Минобороны.
Так вот, все эти люди получают зарплату и должны что-то постоянно делать, что-то постоянно докладывать Путину. Это не просто театральное ружьё, пассивно висящее на сцене и ждущее своего часа, как в случае с ядерным потенциалом. Шпионские ружья Путина должны постоянно стрелять. Вот они и стреляют. А когда шпионы ведут слишком активную деятельность, она не может скрываться от контрразведки противника. Потому что большая часть этих шпионов - так называемые "легальные" шпионы, работающие за границей под крышей российских загранучреждений.
Если чешская контрразведка организовала утечку в СМИ истории с рицином, значит, такая история реально была. Слишком уж всё конкретно в этой утечке. Точно названо конкретное отравляющее вещество, точно определены конкретные объекты нападения, точно определены конкретные исполнители и курьеры. Для меня, как для эксперта-аналитка спецслужб, тут почти всё ясно.
Понимаете, у контрразведки часто есть очень серьёзная проблема с тем, что называется реализацией информации. Когда есть секретно добытая, в том числе, с нарушением законов, оперативная информация, но юридически оформленных доказательств для суда нет, или недостаточно, или их нельзя предъявить, не расшифровав источника получения информации. Но при этом явно готовится опасное уголовное преступление. И нельзя медлить, подставляя реальных людей под смертельную опасность.
И тогда спецслужбы идут на организацию утечек в прессу. Это не позволяет "красиво" и театрально схватить преступников за руку с поличным, но позволяет предотвратить уголовное преступление. Что, на мой взгляд, и произошло в Чехии.
Но, по-моему, пресса не совсем правильно или слишком буквально поняла чешскую контрразведку, подумав, что она как-то раскрыла курьера прямо при пересечении госграницы в аэропорту с рицином. Мне кажется, что всё было не совсем так. Ведь такие опасные ОВ перевозятся, как правило, в специальных, герметически закрытых контейнерах. Что не позволяет уловить летучие молекулы ОВ для их выявления с помощью улавливающих датчиков и сенсоров.
Очевидно, чешские контрразведчики следили не только за курьером СВР или ГРУ в аэропорту, но за всеми резидентурами трёх российских спецслужб, за всеми выявленными "легальными" шпионами. Они, как правило, хорошо известны. Просто нет или не хватает конкретных данных для их поимки с поличным на проведении шпионских операций. Утечка ведь произошла через три недели после потенциальной доставки химического ОВ из России на территорию Чехии. Значит, легко просчитать, что контрразведчики некоторое время отслеживали шпионов-преступников, всё выявили, и решили реализовать утечку, чтобы не брать на себя риск смертельной опасности для жизни будущих жертв отравлений, как в истории со Скрипалями двухлетней давности.
Тем более что сейчас во всём мире идёт активная борьба с пандемией Ковида-19, и резко упал уровень загрузки транспорта. Все перемещения по миру и по Чехии легче установить и выявить. А путинским шпионам нельзя снизить уровень активности - от них из Кремля требуют постоянной работы и результатов. Более того, не исключено, что в Москве сочли, что в условиях, когда правительства и спецслужбы противника отвлечены на огромные медицинские и прочие проблемы, у них будет меньше сил и средств на борьбу с российскими шпионами. Отсюда и больший уровень активности, и больший уровень проколов. Кстати, можно предположить и то, что сейчас активизировались не только шпионы, но и террористические организации, наркодилеры, подпольные торговцы оружием.
У новой скандальной истории явно и открыто политическая подоплека дела.
Публичные политические казни (Льва Троцкого, Георгия Маркова, Степана Бандеры, Анны Политковской, Юрия Щехочихина, Бориса Немцова, Александра Литвиненко, Сергея и Юлии Скрипалей и многих других) отличаются от тайных расправ спецслужб.
Разработчики ядов из спецлаборатории ОГПУ-НКВД-МГБ Григория Майрановского ставили своей оперативной задачей невозможность их обнаружения токсикологическими экспертизами - ибо настоящий профессиональный шпионаж не выносит шумихи и рекламы, публичных журналистских и юридических расследований.
Молодая советская республика, которая боролась за международное признание, поначалу дорожила своей репутацией. Компартия, которая тогда ещё выдавала себя за самую честную и справедливую в мире, не могла открыто запятнать свою честь и знамена мировой революции публичными отравлениями и убийствами. Затем Сталин своими руками (ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ) уничтожил или посадил в ГУЛАГ всех настоящих революционеров-идеалистов. И сделал ставку на диктатуру и преступную деятельность спецслужб.
Поэтому сталинский и считающий себя его духовным продолжателем путинский режимы в своих публичных расправах подобной формально этической задачи не ставили и не ставят. Наоборот, чем больше скандальной шумихи вокруг этих казней, тем лучше это для сталинского и путинского режимов.
Независимо от того, правда ли это или фейк, новая пражская история уже сыграла свою пропагандистскую роль, полезную Путину, несмотря на всю скандальную публичность и, казалось бы, явные негативные последствия для международной репутации путинской России. Дело в том, что, у Путина нет никаких проблем с подмоченной международной репутацией - ему просто наплевать на собственную репутацию, на репутацию страны и его режима во вне страны.
Ещё со взрывов мирных домов в 1999 году для поднятия рейтинга никому не известного тогда чекиста. Ещё с дела Литвиненко, который разоблачил участие Путина, Патрушева и ФСБ в этих взрывах, и поплатился за это жизнью. Причём поплатился именно так, чтобы всем сразу было понятно, что с ним публично и изощрённо сводили счёты. Потому что «политик» Путин уже тогда сделал ставку не на приличных, образованных и интеллигентных людей, а на плебс, на «отморозков», на стадо баранов, которым наплевать на незаконность и подтасовки, на попрание конституции и права человека.
Иначе не существовало бы депутата Лугового, подозреваемого в убийстве и защищённого 14 лет путинским депутатским иммунитетом. Депутат путинского парламента и потенциальный публичный убийца - лучшая реклама для «крутого братана» Путина внутри больной страны среди её лагерного быдла. Герой России из ГРУ и потенциальный публичный убийца Скрипалей - отличная реклама для «отморозка» Путина внутри больной шизофренией страны, среди её отмороженного быдла. Путина вполне устраивает подобная репутация. Отсюда - дело Скрипалей накануне президентских выборов 2018 года, чтобы повысить тогдашний упавший рейтинг Путина. И это отлично сработало внутри, хотя и принесло моральные потери для международной репутации, не Путина, а России.
И новая история в Чехии - почитайте кровожадные отклики в «Одноклассниках» или на форумах социальной сети «Вконтакте» - только вызвала бурную реакцию одобрения среди российского плебса накануне очередного майского «победобесия» и в условиях возможной критики ошибок и недоработок борьбы с пандемией Ковида-19. Три пражских городских начальника вынуждены скрываться от потенциальных отравителей и убийц, и российский плебс, рассерженное переименованиями улиц с наречением их именами оппозиционеров Путину и сносом советских памятников, ликует, требуя крови.
Поставщик яда или прямой отравитель - якобы российский дипломат, защищенный Венской конвенцией? Ну и что? Под кровом всех российских посольств по всему миру, под защитой Венской конвенции, сидят подлые шпионы в так называемых «легальных», то есть известных всем, резидентурах СВР и ГРУ.
Российский МИД и Дмитрий Песков будут, разумеется, все отрицать и обвинять меня и Вас в распространении фейк-ньюс, недостоверной информации. Как они это уже сделали после моего интервью швейцарскому телевидению в сентябре прошлого 2019 года. Но такие их протесты и попытки морально опорочить экспертов оборачиваются обычно против них самих. В моем случае это даже приняло анекдотический характер, когда
голословные заявления МИДа России, ставившие под сомнение мои экспертные оценки и отрицавшие мою принадлежность к старшему офицерскому составу, были
письменно опровергнуты военным комиссаром города Москвы, который даже фактически сообщил мне о повышении в воинском звании до полковника запаса с переводом во второй (высший) разряд и оставлением на службе в запасе до возраста 65 лет!
Увы, и под крышей посольств всех остальных четырех из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (США, Великобритании, Франции и Китая) скрываются такие же уголовные преступники, шпионы. А штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке или в Женеве - просто откровенные легальные шпионские гнёзда.
Когда-то, накануне революции, идеалисты социал-демократы обещали запретить все тайные полиции, опубликовать и денонсировать все тайные договоры и протоколы империи. Но сразу после захвата власти, создали ЧК и концлагеря, в которых они сами же и погибли затем.
Шпионаж, увы, ведётся глобально всеми крупными игроками против всех. Мы это уже видели с российским шпионским проникновением хакеров в США. Путин активно и прямо вмешивается в демократические выборные процессы в США и во Франции. Путин не чурается «мокрухой». Это в его блатном стиле: он же сразу задал уголовный тон своим «мочить в сортире» ещё в начале своего восхождения на престол.
И маленькой Чехии вряд ли удастся убедить ведущие страны мира выставить единый фронт против преступных поползновений путинских шпионов, потому что у всех стран Большой семёрки имеются такие же активные и преступные шпионские службы. У всех больших игроков на мировой сцене рыльце в пушку. И ни у кого нет должной моральной чистоплотности, чтобы преподавать уроки этики и морали блатному уголовнику Путину.
Сегей Жирнов, полковник резерва второго разряда, бывший старший офицер нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР и СВР РФ, политэмигрант во Франции с 2001 года.
Париж, 1 мая 2020 года.
Since 15/11/2015