Люди, общество привыкают к ужасам. Если террорист не уничтожает сразу несколько десятков людей и не делает это особо изощрённым образом, это уже почти никого не трогает.
За громкой историей с массовым расстрелом участников фестиваля музыки кантри в Лас-Вегасе в США, многие пропустили очередной теракт во Франции. В воскресенье 1 октября выходец из Туниса, нелегально проживавший в Италии и Франции 12 лет приехал из Лиона в Марсель и, выкрикнув обычный исламский лозунг, зарезал там средь бела дня двух девушек, двоюродных сестёр, на железнодорожном вокзале Сен-Шарль. Затем он был застрелен на месте преступления военным патрулём. В общем, история ставшая постепенно банальностью.
Изучение личности подозреваемого террориста в начале была тоже банальным. Не будем даже называть его имени, чтобы не делать ему рекламы. Ничем ни примечательный арабский молодой человек, оказавшийся во Франции в поисках лёгкой и дармовой жизни, как немало выходцев из Северной Африки, стал мелким жуликом, воришкой, бомжем, пьяницей и наркоманом, делая всё то, что официально запрещает строгий ислам. Он даже женился в Италии, чтобы получить вид на жительство и, в перспективе, европейское гражданство. Но обычная жизнь мелкого обывателя его не интересовала. Он уехал из Италии, наводнённой скитающимися и нищими иммигрантами, в более богатую Францию. Где продолжал бомжевать, подворовывать, ширяться и пьянствовать. Никто его и близко не видел рядом с мечетью.
Однако, довольно быстро эта история стала раскрывать весьма любопытные детали. За 12 лет французская полиция его задерживала или арестовывала за мелкие правонарушения и кражи не менее 7 раз.
И каждый раз наш мелкий бомж и воришка вёл себя как заправский шпион-нелегал. Он предъявлял каждый раз разный арабский документ личности (в оригинале или копии) на разные имена и разные национальности (Туниса, Алжира или Марокко). По предъявленному новому имени за ним ничего не числилось. Он, как говорят, «не был знаком органам внутренних дел и безопасности».
Поэтому каждый раз по-новому у него снимали отпечатки пальцев, заполняли дактилоскопическую карточку, которая отправлялась в центральную картотеку МВД Франции. Поскольку правонарушения были мелкими, каждый раз никто не удосуживался, как говорят, не просто «прокрутить его по учётам» - запросить центральный компьютер на его имя, а сопоставить: не проходят ли его отпечатки пальцев ещё где-нибудь, в другом месте.
Каждый раз рутинно выяснялось, что он находится на территории Франции нелегально, без вида на жительство, без ресурсов существования, без постоянного места жительства. И, несмотря на это, его никто не отправлял в центры задержания нелегальных иммигрантов для депортации на родину. Его просто выпускали из полицейского участка без предъявления обвинения, без возбуждения уголовного дела, без расследования, без суда - чтобы не усугублять статистику преступности и не заполнять суды мелкими делами. В конечном счёте, чтобы он продолжал бомжевать, воровать, ширяться и пьянствовать на улице.
То же самое произошло в очередной, как минимум 7-ой раз, в субботу 30 сентября 2017 года в Лионе, когда он был задержан за неудавшуюся попытку мелкой кражи в торговом центре недалеко от железнодорожного вокзала Лион-Пар-Дьё. В очередной раз у него сняли отпечатки пальцев. В субботу в префектуре Лионе не оказалось на месте дежурного заместителя префекта, который должен был принять решение о задержании 29-летнего араба-нелегала, препровождении его в центр содержания нелегальных иммигрантов при аэропорте Сен-Экзюпери для депортации в Северную Африку. И его в очередной раз отпустили буквально на все четыре стороны - бомжевать, пьянствовать и ширяться дальше.
Он послонялся немного на вокзале, сел в поезд в Лион и уехал на юг Франции - в Марсель. Где переночевал и на вокзале на следующий день и совершил свой теракт, ответственность за который взял на себя пресловутый ИГИЛ. Хотя подозреваемый в его совершении 12 лет вёл обрза жизни, не совместимый с исламом.
Расследование выявило, что в Италии он вёл себя таким же образом. И также предъявлял полиции всякий раз разные документы личности на разные имена и гражданство. И также отпускался с богом. Вернее, с Аллахом.
Однако выяснилось также, что в Италии обосновался его брат - привлекший внимание полиции и контрразведки своей исламской радикальностью. Но продолжающий находиться много лет на европейской территории.
Капля переполнила чашу терпения общественности. Стал развиваться публичный скандал, который выявил ужасную систему в министерствах внутренних дел Франции и Италии, который грозил вылиться в отставку 70-летнего министра внутренних дел Жерара Коломба - бывшего мэра города Лиона. Ему срочно понадобилось спасать своё кресло.
В результате, произошло неслыханное во Франции. За преступное бездействие был уволен с государственной службы префект Лиона и региона Рон-Альп. Были приняты решения об увольнении или понижении в должностях нескольких других ответственных работников префектуры. Они стали козлами отпущения за общую негодную систему и негодное высокое руководство.
Любопытно также другое. Теракт произошёл точно накануне начала уголовного процесса по делу брата Мухамеда Мераха (подозреваемого в совершении нескольких убийств весной 2012 года) и обсуждения в парламенте законопроекта о продлении или аннулировании чрезвычайного анти-террористического положения, введённого два года назад, после теракта в редакции Шарли-Эбдо и с тех пор регулярно продлеваемого каждые полгода. Правительство Эммануэля Макрона и Эдуара Филиппа намеревалось его отменить, а оппозиция и лоббисты в органах внутренних дел этому сопротивлялись. И тут произошёл очередной теракт… Очень вовремя произошёл. Слишком вовремя
Париж, октябрь 2017 года
Since 15/11/2015