Странности "Анны Карениной"

Mar 21, 2013 17:14

Дочитываю "Анну Каренину", на втором томе мне, наконец-то, стало интересно. Теперь я не понимаю почему мне все говорили, что Каренина с Вронским уедут в Париж и там она умрёт. Честно говоря, я ожидала, что Вронский её по-настоящему бросит [в Париже] и уже после этого, убитая горем, покрытая позором, без средств к существованию, она самоубъется. На самом деле, она бросается под поезд с совершенно подростковыми мыслями: я умру, а они все буду страдать и будут этим наказаны. Ну, ёлки-палки!

Ещё один момент, мы, конечно, очень изменились и речь совершенно другая, и понятия о том, как надо говорить. Например, Вронскому приносят записку от Анны:
"Ани очень больна, доктор говорит, что может быть воспаление. Я одна теряю голову. Княжна Варвара не помощница, а помеха. Я ждала тебя третьего дня, вчера и теперь посылаю узнать, где ты и что ты? Я сама хотела ехать, но раздумала, зная, что это будет тебе неприятно. Дай ответ какой-нибудь, чтоб я знала, что делать".
Вронский находит её тон враждебным, на мой взгляд, тон записки холодный, но чтобы враждебный!?

Затем Карениной пишут записку, в которой отказывают во встрече с сыном, снова там нет ничего унизительного, кроме отказа, но Каренина считает себя униженной.

Левин, которого заставляют устраивать сцены ревности взгляды, которые бросает на его жену другой мужчина. Это вообще не укладывается у меня в голове.

Не дает мне покоя вопрос о деньгах. В одном из первых четырех томов Толстой обозначает, что Вронский сводит концы с концами, но одного только жалования или денег, которые он получает из имения мало, только жалование + фамильные деньги, которые делят между ним, его братом и матерью, позволяют ему жить, так как он привык. Однако, в пятом томе Вронский с Карениной уезжают в Европу, снимают там жилье, нанимают слуг и это на половину средств? Как-то у меня не складывается.

Я никак не могла отделаться от мысли: думала ли Анна, когда бросала мужа, на какие деньги она будет жить, если её бросит любовник? Я не верю, что в таком возрасте можно об этом не задумываться.

Про невозможность развода мне хорошо поставил мозг на место пост Алики rikki-t-tavi Развод по-дореволюционному, или как все не просто в старых историях, да это все сложно представить без дополнительных комментариев.

Мне странно, что Толстой постоянно употребляет словосочетание "делать планы", оно упорно кажется мне калькой с французского.

Мне странно, как Толстой употребляет слово развлекать, скорее в значении отвлекать, но это бывает, слова меняют значение.

Ещё странно, что автор упорно обращает внимание читателя говорят ли друг другу герои вы или ты и вообще обращается с читателями, как с глупыми котятами. Любую сцену он подробно разъясняет, что хотел сказать герой, что в итоге сказал герой и почему у него не получилось сказать то, что он хотел сказать. Затем то же самое от лица собеседника, что ожидал услышать собеседник, который чаще всего понимает, что ему хотят сказать, что слышит собеседник, весь правильно понятый им подтекст и выводы. Елки-палки, ну сколько же тут лишнего авторского текста.

Напоследок, вопрос о том кто плохой, а кто хороший. Положительные герои, на мой взгляд, - это Левин и Китти, остальные все не очень-то хороши и эгоистичны, что Анна, что Вронский, что Каренин. Анна к тому же глупа, не может совладать со своими чувствами и подсела на морфий.

Самый интересный поворот сюжета в конце четвертого тома, когда все при смерти, но никто не умирает. Вот это очень жизненно.

Книги

Previous post Next post
Up