Mar 05, 2014 13:41
Я помню 1968 год, когда Советский Союз ввёл войска "братской помощи" в Чехословакию. Мои родители неделю не разговаривали друг с другом, "разошлись в оценке событий". Мама до хрипоты спорила о праве Чехословакии самим жить своей жизнью, о демократии и независимости. Помрачневший папа (те, кто его знают, удивятся, что он способен быть мрачным) волновался за "гибель завоеваний социализма и опасности дикого капитализма". Старый коммунист дедушка отмалчивался и не верил никому. Либеральная бабушка восклицала, что она ничего не ждёт хорошего "от этих садистов, убивших невинного больного царевича и сгноивших миллионы в лагерях". (Родители мамы, папин папа погиб от украинского голодомора, его мама умерла до моего рождения). Мне было запрещено обсуждать эти темы в школе с подружками (да и не было подружек, которым бы было интересно это, а не новый велосипед или мальчики, я считала). Семья была на грани развода, развала, всех объединила только тяжёлая ангина моего двухлетнего братишки. Затем дома появился "перемотанный" радиоприёмник для слушания зарубежных радиостанций, мама стала приносить домой самиздат, а папа на семинары по "Культуре, реалистичной по форме и коммунистической по содержанию" стал таскать своим студентам записи Высоцкого и Галича:"Если что, объясню, что идеологического противника надо знать в лицо". Это как бы преамбула.
Сегодня снова в моём доме споры и непонятки. Теперь уже я говорю о том, что "мы не там и потому не вправе делать выводы", что не верю демагогии Путина и ненавижу "наведение порядка и братскую помощь". А в ответ слышу от любимого про "угрозу хаоса" и "объединение народов" под эгидой, под гарантии ...
Виртуальные приятели и живые друзья, и те, кто рядом, и те, кого слышим и видим только по "Скайпу", оказываются по разные стороны, не баррикад (не дай бог дожить до этого!), но "лагерей". Рвутся по живому связи с близкими (?) по духу (?) людьми. Кто ещё завтра заявит, что "мы несовместимы"?
Что, все декабристки верили в справедливое переустройство общества под эгидой просвещённого дворянства - или просто ехали за своими любимыми? Как моя бабушка прожила не очень дружно, но преданно и надёжно 40 лет своей жизни с "идеологически чуждым" дедушкой? Политики приходят и уходят, только история рассудит, кто был прав. А надёжными друзьями (с которыми мы собирали для далёких и близких деньги на лечение и на выход нового диска, кому искали работу и подсказывали, к какому обратиться врачу, чьи слёзы и сопли вытирали, когда они разводились, которые знают все наши глупости и грехи - и наплевать им на это!) и интересными, умными собеседниками не разбрасываются. И пусть каждый делает то, что он считает совместимым со своей совестью. Ведь никто не доносит на другого, не продаёт врагу оружие, не сдаёт государственные секреты... Побережём друг друга, даже если мы в разных идеологических лагерях.