sins

Mar 28, 2009 20:09


Мы сегодня капельку лентяи, немножечко даже лодыри и бездельники. Масюше хорошо от того, что я рядом и не мчусь никуда, а мне такой отдых в последнее время в диковинку и я наслаждаюсь любимой компанией и ничего не деланием. Ричард, разумеется, с нами и меняет только место прибывания в зависимости от естественных кошачьих потребностей.Сейчас ему уютно на диване рядом со мной. Но и у меня в горизонтальном положении, в послеобеденной неге, мысли бродят, да и нет нет, возвращаются в будничную суету. Мои идеи в оформлении интерьера иногда кажутся заказчикам провокационными. Не далее как во вторник, я предложил заменить морскую тематику художественного панно на стене загородного дома, на сюжет атаки ветряных мельниц из эпохального романа дона Сервантеса. Сдержанный смех и... Вообще, хорошо что мы умеем не только строить и выравнивать углы, но и обходить их, шуткой. Сошлись на том, что сюжет будет достаточно нейтральный. Во время обсуждения промелькнули тэги "фламандская живопись", "Брейгель", "французский дворик". Конечно же я решил познакомиться поближе с этим волшебством как только мне выдастся свободная минутка. Полистав страницы в google я остановился на знакомстве с творчеством Питера Брейгеля. Интересно, познавательно, почитайте, не пожалеете. И ещё мне очень понравилась Вавилонская башня. Да, именно эта. Очень необыкновенная история и неоспоримый шедевр. Но дальше оказалось разумеется ещё интереснее, а библейская тема перенеслась в океан удивительных гравюр изображающих смертные грехи человеческие, и вы знаете, они выглядят иначе, иначе чем я представлял себе до того как познакомился с творчеством нидерландского живописца. Тем кто иногда заглядывает в себя


СРЕБРОЛЮБИЕ - Avaritia


ЗАВИСТЬ - Invidia
Зависть всегда трудно было изобразить ясно.
Две собаки, грызущиеся за одну кость -
стойкий символ зависти в нидерландской иконографии


ТЩЕСЛАВИЕ(Гордыня)-Superbia
Зеркало - традиционный символ гордыни.Такой же образ
избрал Босх в "Семи смертных грехах".
Иногда зеркала обрамлялись рамами
с изображением страстей Господних,
чтобы уменьшить вред от любования собой.


ГНЕВ -Ira Те, кто пылали ненавистью, горят в прямом смысле


ЧРЕВОУГОДИЕ - Gula
Здесь тоже есть музыкальный инструмент -
волынка - символ, как считают многие исследователи,
греховного "веселья бедных".
О ней забыли (обжоре не нужно и это),и она
висит на дереве, как будто тоже - объелась.


СЛАДОСТРАСТИЕ - Luxuria
Здесь явно присутствуют вариации на тему
знаменитого триптиха Босха "Сад мирских наслаждений":
огромные фрукты,"пузыри похоти".


ЛЕНЬ - Acedia
Замечательное описание образов
этой гравюры - в статье А. Майкапара:
"На первой из этих гравюр в центре композиции спящая женская фигура - Лень, то есть
персонификация этого порока. Подушку ей поддерживает черт, что символизирует нидерландскую
пословицу "Лень - подушка черта". Спящие лодыри, медленно ползающие животные, улитка на
переднем плане - все это тоже символы лени.
Из музыкальных инструментов мы видим здесь шесть небольших колоколов. Четыре из них висят
на высохшем дереве - своеобразной звоннице, один висит на перекладине обособленно, еще в
один молотком колотит монах - действие странное, поскольку у этого, как и у всех
остальных колоколов, есть так называемый язык, с помощью которого колокол и приводится в
звучание. Хотя известны попытки детально прокомментировать каждый персонаж и предмет,
изображенные Брейгелем, для некоторых из них еще не найдено удовлетворительное объяснение.
Так, не ясен смысл истово бьющего в колокол монаха в "Лени", да и назначение
самих колоколов. Выскажу свое предположение. Веревки от колоколов (они
привязаны, кстати, не к языкам, как у русских колоколов, звон которых происходит от ударов
раскачиваемого языка, а к самим колоколам) тянутся к шестеренкам огромного часового
механизма. Вместе все это было, по-видимому, курантами. Циферблат часов изображен в
совершенно другом месте - он оказался стороной фантастической дымящейся горы или вулкана, и
странное время на нем показывает стрелка в виде человеческой руки. Монах призывает
очнуться от спячки и лени, поскольку даже часы замерли, уснули. Притом, что в часовом
механизме мы отчетливо различаем разных размеров шестеренки и гири, механизм этот не работает,
иначе колокола раскачивались бы.
На других рисунках и гравюрах Брейгеля часто можно видеть неистовый звон колоколов; примеры
тому - гравюры "Зависть", "Гнев", где в колокол тоже звонит монах, или картина "Триумф
Смерти", где в колокол звонят два скелета. Не исключено, что часы и звон, как считает
Н.Никулин, - это намек на час возмездия, который наступит для лентяев. Колоколам и
колокольному звону приписывалась чудодейственная сила. Колоколам посвящались стихи, они
воспевались в литературе."


СТРАШНЫЙ СУД. В "Страшном суде", решенном традиционно, интересно
отметить адские врата в виде пасти
библейского Левиафана, куда прямиком
отправляются грешники с некоей лодки, возможно тоже
Босховского "Корабля дураков".
Вот такая тема для размышления. А вы задумывались, чего в вас больше ?
Previous post Next post
Up