Допрос третьей степени с пристрастием. Пытка третья - Анна Антонова
May 16, 2015 14:00
С любезного согласия главного редактора журнала "ФанCity" Дианы Аранской выкладываю очередную беседу - на этот раз с Анной Антоновой, генеральным директором издательства "Фантаверсум"
Первая любовь, первая любовь… Это к чему? - спросите вы. А к тому, что для любого автора первое издательство - как первая любовь, запоминается навсегда. Для меня - это издательство «Фантаверсум». С него всё началось, а без него, возможно, ничего бы и не было. Думаю, не только для меня, а ещё для доброй пары десятков авторов. Однако ж, ни одно доброе дело безнаказанным остаться не должно. Поэтому сегодня мне под раздачу попала Анна Антонова - основатель и генеральный директор издательства «Фантаверсум».
[Беседа, как она есть... :-))]1. Анна, недавно издательству исполнилось 4 года. А как Вам пришла в голову эта мысль - сделать новое издательство. И почему - именно фантастической литературы? Спонтанно. Обсуждали с девушками проблемы одного из конкурсов: «А давайте?» - «А давайте!» Поскольку только у меня в тот момент был опыт открытия юрлиц, да и живу в столице - мне и выпала доля генерального директора. Почему фантастики? Так мы все в тот момент были из тусовки писателей-фантастов. Другие варианты даже и не рассматривались. Страшно ли было в это ввязываться? Нет - азарт бурлил, море по колено. Учиться я умею, ошибаться не боюсь. А учиться пришлось очень и очень многому. И ошибок сделано немало. Жалею ли я сейчас о принятом тогда решении? Нет. Весьма и весьма достойные книги увидели свет. Пусть их немного - я очень надеюсь, что «пока немного». Но уже это того стоило.
2. Типичная ситуация из фантастического рассказа. Анна-нынешняя встретилась с Анной-прошлой, на четыре года моложе. Чтобы Вы ей сказали? Наверное, подбодрила бы. Уверенность в том, что человек делает дело, которое кому-то нужно, лишней не бывает. А вот предостерегать от ошибок точно не стала бы. Ведь тогда я-прошлая их не совершила бы, и я-нынешняя не получила бы этот бесценный опыт. Если бы ещё осталось время, то дальнейший разговор к издательской деятельности уже не относился бы …
3. Тогда продолжим нашу игру. Анна-нынешняя встречается с Анной-будущей, на четыре года старше. Какие вопросы Вы ей бы задали? Разумеется, речь идёт о делах книжно-издательских, а не о курсе доллара. Опять-таки, только один вопрос: «Оно того будет стоить?»
4. Какие из книг издательства «Фантаверсум» представляются Вам наиболее удачными? Почему? Андрей! Ну как можно про одного из детей сказать, что любишь его больше остальных??? Если измерять удачу по-другому - то в чём? В деньгах? В премиях?.. Я не знаю, как ответить на этот вопрос…
5. Издательство «Фантаверсум» начиналось с межавторских сборников рассказов: «Я, Дракон», «Я и Я», «Квартирный вопрос»… Потом Вы отказались от межавторских сборников в пользу «авторских». Почему? Два номера «ФанCity» тому назад проводил беседу с Игорем Минаковым; его позиция - авторские сборники раскупаются хуже, чем межавторские. У нас наименований межавторских и авторских сборников не так много, а единичные примеры - не аргумент. Так что, к сожалению, прокомментировать слова Игоря, опираясь на личный опыт, я не могу. От межавторских мы не отказывались, просто ресурсы издательства ограничены, а хотелось попробовать что-то новое. Так появилась серия авторских сборников «Талейдоскоп». Я и сейчас считаю эту идею отличной - если получится, будем продолжать. Межавторские же сборники более ресурсоемки, поскольку приходится работать с кучей людей по договорам, согласованию правок в текстах и прочая. Это много времени отнимает. Возможно, ещё что-нибудь такое и сделаем, хотя эту поляну прочно и успешно занял Сергей Чекмаев энд компани. Но посмотрим.
6. Если не ошибаюсь, у Вашего издательства была только одна относительно масштабная рекламная акция - «Игрушки дома Баллантайн» Анны Семироль. Оправдала ли она себя? И насколько масштабной и затратной должна быть рекламная кампания для продвижения книги не очень известного автора? Основная беда Фантаверсума в том, что у нас нет хорошего маркетолога - отдельного человека, который бы занимался только этим. Раскрутка книг не очень известных авторов - дело сложное и требующее кучи времени и сил. И профессионального подхода. Того, что мы делаем, даже с поддержкой энтузиастов (за что всем огромное человеческое спасибо!), всё равно недостаточно, чтобы та или иная книга заняла заметное место на книжном рынке в целом. Многое делается просто потому, что это можно сделать, что-то - стихийно. На одну удачу приходится десяток ошибок… Результат предсказуем. На самом деле, ключевым фактором успеха в раскрутке книги (при условии, что она хорошая!) являются не деньги. Просто с ними всё проще. Хотя, ну как не деньги? Время работы профессионала - это тоже ресурс, который имеет свою ценность. Разве что, кто-то согласится работать за идею. Но с точки зрения бизнеса это - плохой вариант. Так что цепочка примерно следующая: деньги - профессиональный маркетолог - … А дальше уже все зависит от бюджета. Хороший специалист и партизанскими, т.е. малобюджетными, методами может достичь очень и очень многого.
7. Опять разыграем ситуацию. Вас пригласили в качестве консультанта к известному американскому миллионеру - можно сам побуду в этой роли, хоть три минутки, ну очень хочется...))) Спрашиваю Вас - можно ли, в принципе, сделать в России сколь-либо прибыльное издательство фантастической литературы? Сколько нужно вложить миллионов в такой проект? Можно, если вести речь только о деньгах. Например, взять какую-нибудь примитивную тему - вампиры, суперпупермен, мегакошковумен… - сделать её модной и устроить вокруг неё песни с плясками. Книги, комиксы… Игры по книгам, сериалы по книгам, мультики по книгам, сувениры… Только вот к литературе это не будет иметь отношения. Выпускаться будет всё, что хавается пиплом. К сожалению, аудитория ценителей действительно качественной фантастики с каждым годом все уменьшается. И с точки зрения миллионного бизнеса здесь развернуться уже негде. По крайней мере, я не знаю - как. Если бы у меня была идея издания хорошей фантастики с семизначными оборотами и гарантированно высокой прибыльностью - я бы уже искала под неё инвестора. Впрочем, если вы готовы рискнуть своими миллионами… Давайте попробуем раскрутить какую-нибудь социально значимую тему в фантастическом антураже, а? Например, «Землянин - это звучит гордо!» или «Берегите природу - мать вашу!» Никаких гарантий, разумеется, не дам, но хоть не на макулатуру деньги спустите, а этот мир чуть лучше сделаете.
8. Вы сейчас запустили новый проект - «Талейдоскоп». Расскажите немного о нём. Чем этот проект может быть интересен активному читателю и любителю фантастики? Да… Талейдоскоп… Как вы уже, наверное, догадались - этот проект связан с нашей одноимённой серией авторских сборников. Из неё взята идея сопровождения каждого рассказа авторской байкой о том, как или почему он был написан. Сам же проект - это бесплатная библиотека рассказов, сделанная в виде приложения для смартфонов и планшетов на Андроиде. Для читателя - это один из способов ближе познакомиться с доселе неизвестными ему именами. Причём, довольно близко - у каждого из авторов в каталоге библиотеки от 5 до 10, а то и более рассказов. Вполне достаточно, чтобы читатель смог понять - по душе ему этот автор или нет. Если да, то здесь же он найдёт ссылки на книги, которые можно купить, а для электронной формы - сразу же начать читать. Для нас это - важный инструмент того самого маркетинга, которого нам так не хватает. Чем больше соберётся вокруг приложения читателей, тем проще будет представлять им новых авторов и новые книги. Аудитория здесь более чем целевая - однозначно читающая.
9. И издательство «Фантаверсум» и новый проект «Талейдоскоп» ориентированы именно на фантастическую литературу. Вы никогда не задумывались, чтобы расширить эти рамки? Скажем, детективы или «дамские романы» по типу Донцовой. Ну, во-первых, в Талейдоскопе уже есть и детективы, и современная проза, и даже женская, так что там мы авторов жёсткими рамками не ограничиваем. Бывает, что писатели экспериментируют, кто-то пробует, а порой и находит себя в иных литературных сферах. Пусть представляют себя читателям с разных сторон. Что касается издательства, то тут мы от фантастики отходить не планируем. Да и зачем? Ещё много хороших фантастических книг планируем выпустить - были бы возможности. И читатели.
10. Ну что мы всё о делах, да о делах. А какие литературные предпочтения у Анны Антоновой как читателя? Как ни странно, все та же фантастика. Причём преимущественно современная отечественная. Впрочем, с удовольствием читаю детективы, но уже только зарубежные и проверенные временем - Рекс Стаут, Агата Кристи, Саймон Бекетт. Прозу - редко и, как правило, не читаю, а перечитываю. Ремарк и Хейли - полностью и не по разу. Ранний Поляков и Веллер - избранное. С отечественной прозой последних лет у меня отношения как-то не складываются.
11. Издательству «Фантаверсум» - уже четыре года. Журналу «ФанCity» - всего полтора годика. Какие советы и рекомендации Вы могли бы дать редакционной коллегии нашего журнала? Тем более, что и Ваше издательство, и наш журнал ориентированы на любителя фантастики в самом широком понимании этого слова. Давать советы, тем более абстрактные - неблагодарное дело. Поэтому ограничусь глобальным пожеланием без привязки к фантастике и издательской среде. Делать только то, чем сами будете гордиться. И делать это без оглядки на пессимистов и недоброжелателей. Мне кажется, «ФанCity» это удаётся. Так держать!
12. Каков ваш взгляд на традиционные «бумажные» книги - есть у них перспективы или нет? Или в будущем будет только «электронка»? Если в будущем книги вообще останутся как массовое явление, то их форма не будет иметь значение. Вдруг изобретут способы передачи ощущений и впечатлений напрямую в мозг, минуя вербальный и визуальный уровни? Вообще, вся эта шумиха вокруг бумажных и электронных книг - не более чем споры о вкусах, интенсивность которых напрямую зависит от того, насколько каждый из оппонентов считает себя истиной в последней инстанции. Впрочем, пиара от бизнесменов, сделавших ставку на тот или иной формат, в этом информационном шуме тоже немало.
13. В конце беседы - традиционный для журнала вопрос. Ваши пожелания читателям нашего журнала. Оставаться читателями вашего журнала! Судя по тому, как он развивается, они об этом не пожалеют.
14. Теперь уже мой традиционный вопрос. О чём я не догадался Вас спросить? Какой самый интересный вопрос не задал? Хм… Мне давно столько интересных вопросов разом не задавали. Что-то ещё более интересное мне представить сложно. Фантазии не хватает. Впрочем, это не беда - я-то не фантаст, а директор. Моё место - суровая реальность. Пусть пишут писатели, а я уж постараюсь, чтобы лучшие из этих книг все же нашли своих читателей.
15. Тогда задам ещё один вопрос. Не кажется ли Вам, что мы - приверженцы «настоящей» фантастической литературы - недостаточно «дружим» друг с другом? Небольшим издательствам как «Фантаверсум», независимым изданиям как «ФанCity», возможно, следует более тесно взаимодействовать в разных проектах. Как пример, конкурс фантастического рассказа, который сейчас совместно проводят Ваше издательство, наш журнал, «Аэлита» - издательство и Фестиваль фантастики, конкурс-семинар «Креатив». Видите ли Вы смысл в дальнейшем развитии такого сотрудничестве? «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Разумеется! Двое-трое - не один. И, кстати, один из ключевых методов партизанского маркетинга именно в этом и заключается - найти общие интересы и действовать сообща. В результате - синергетический эффект, когда итоговый результат общих действий гораздо больше суммы того, что каждый мог бы достичь в одиночку. Мы открыты новым идеям и, с пользой для нас и других, всегда готовы поучаствовать в чём-то интересном. Как сказал один замечательный человек: «Я - за любую движуху, кроме голодовки!»