Любой достаточно древний город растет как крона дерева, куда попало и где найдется место. Чтобы прорезать в нем относительно прямую улицу, нужно специальное усилие - сами по себе прямые улицы в старых городах не заводятся. На карте исторического центра Рима довольно длинной и почти правильной линией тянется Виа деи Коронари (Via dei Coronari), и возникла она здесь, такая ровная и удобная, тоже не сама по себе.
Еще в первой половине XV века здесь был обычный средневековый хаос тупиков и закоулков. Всякому, кто хотел пересечь эту часть города и попасть к собору Св. Петра, приходилось долго маневрировать в темных узких лабиринтах. Однажды Папе Сиксту IV надоело мыкаться по ним со своим кортежем - по роду службы к собору Св. Петра ему надо было часто - и он велел снести к святым угодникам все лишнее и проложить уже нормальную прямую улицу.
Новая улица оказалась первой прямой в Риме, за что поначалу и получила название Via Recta (буквально - Прямая улица). Удобство свободного передвижения оценил не только Папа, но и паломники, тоже стремившиеся к Св. Петру от пристани Porto di Ripetta (Порто ди Рипетта), находившейся выше по течению Тибра, и городских ворот Porta del Popolo (Порта-дель-Пополо) на современной пьяцца дель Пополо.
На тот момент паломничество двигало коммерческую жизнь Рима так же, как сейчас ее двигает массовый туризм: паломникам тоже нужны жилье, еда и сувенирчики.
Поэтому продавцы сувенирчиков - в случае паломников это были образки, четки и прочие христианские символы - быстро заняли своими лавками большую часть домов вдоль улицы. Дошедшее до нас название Via dei Coronari получила именно от них: четки - corone, изготовители и продавцы четок - coronari. Улица продавцов четок.
Одной из важных вех на Виа деи Коронари была маленькая часовенка на углу одного из домов с изображением Коронования Богоматери, но в народе имеющая название Иммаджине-ди-Понте (Immagine di Ponte), в приблизительном переводе - вид на мост. Дело в том, что до эпохи всеобщей грамотности, путеводителей и гугл-карт часовенка для паломников означала, что они уже в двух шагах от Моста Святого Ангела, то есть, уже близки к цели.
К сожалению, сейчас разглядеть что-либо на образе почти невозможно, он слишком плохо сохранился.
Два герба над часовенкой принадлежат двум заказчикам образа, кардиналу и апостольскому протонотарию, - последний печально прославился во время Разграбления Рима 1527 года. Унося ноги от ворвавшихся в город ландскнехтов, бедный священнослужитель, буквально преследуемый по пятам, счастливо достиг Замка Святого Ангела. Здесь его ждало убежище, но, едва переступив порог, протонотарий упал замертво - не то от пережитого страха, не то от непривычной кардионагрузки.
Улица знаменита также тем, что с XVI века на ней и в ее окрестностях охотно селились куртизанки. На первый взгляд, это несколько противоречит близости святых мест, чистоте помыслов, обилию священнослужителей и паломников. Но помним, что речь идет об эпохе, когда римские прелаты запросто имели любовниц и при желании даже усыновляли незаконнорожденных детей. Селить любовницу на улице, по которой едешь на работу, в общем, в этой ситуации вполне логично.
Поэтому еще одна достопримечательность Виа деи Коронари - дом куртизанки Фьямметты: номер 156-157, расположен по правую руку, если идти по улице в сторону моста. Дом достался Фьяметте в качестве наследства от одного кардинала. Однако прославилась она не этим, - кого в XVI веке таким удивишь, - а своей связью со знаменитым Чезаре Борджиа, сыном Папы и тоже одно время кардиналом.
Вот он в центре фото этот дом - тот, в котором сейчас магазинчик с выпивкой.
Сейчас Виа деи Коронари облюбована туристами, и это, как часто бывает в Риме, подпортило ее аутентичность - она заточена под туристов, а не под обычную городскую жизнь. Тем не менее, улица полна характерного римского очарования.