Но в собутыльники луну позвал я в поздний час, и тень свою я пригласил, и трое стало нас

Feb 16, 2016 14:55

Японская коллекция Британского музея так бедна, что и говорить почти не о чем,  недаром ее загнали под самую крышу, как в сказках селят самых нищих героев. Несколько чудных нэцке, пара клинков катан. Клинки невероятные, - черные и сияющие, щели в звездное небо. Но и все, и все.

Но зато там обнаружилась совершенно потрясающая коллекция китайской керамики, - самая большая за пределами Китая, как выяснилось.



Ваза династии Мин. Все фото с сайта Британского музея
Первый удар прекрасного я вынесла более-менее стойко, не потеряв лица, поскольку в общей галерее азиатского искусства она была еще в человеческой дозе, разбавленная прочими Тибетом и Индией, которые мне не очень. Но потом я поднялась в галерею сэра Персиваля Дэвида, которая вся - про китайскую керамику, и там меня накрыло. С этого дня я бесконечно в нее влюблена. Как я вообще до сих пор жила на белом свете, думая, что "селадон" - это только комический престарелый влюбленный? Это еще и глазурь зеленовато-серого, коричневато-серого цвета, - и все, что ею покрыто. Она прозрачна, и если наносить ее на сосуд с тонкими желобками, в них она будет более густа и темна, и вот этой тенью среди теней и создается рисунок. Если вообще создается, если он нужен, потому что иногда для красоты достаточно просто формы и цвета. Или узора трещин.



Сосуд для воды династии Цин


Чаша династии Мин


Сосуд династии Мин
Я танцевала там вокруг витрин и стендов уж не упомню сколько, и приседая, и подпрыгивая, потому что там реально - от пола до потолка. И потом еще приходила, потому что за несколько раз не объять необъятное. И еще приду. Помимо всего прочего, у них постоянно идут лекции и экскурсии про все на свете, имеющее отношение. Чаще всего, бесплатные, как и сам музей, потому что вклад государства в интеллектуальное развитие своих граждан всегда окупается. Коллекцию, кстати, можно совершенно свободно посмотреть на сайте музея. В четверг, если семинар в универе не затянется, собираюсь побежать на беседу о китайском нефрите.

И композиция напоследок, в совершенно другой эстетике. Здесь не видно, но вживую они еще и отчасти прозрачны, и если перед стендом присесть, они светятся изнутри молочным светом.



Полный набор из двенадцати винных чашек эпохи правления императора Канси - 1662-1722, "высокий Цин", золотой век Китайской империи. Двенадцать их по числу месяцев года, с особым цветочным мотивом для каждого месяца и несколькими строчками стихов на другой стороне. Умели люди пить.



о разного рода прекрасном, хроники Вавилона

Previous post Next post
Up