Откровенно говоря, вспоминал визит 2012 года и думал, что будет хуже. Но на удивление неплохо откатались. Почему?
Первое - на центральном пляже больше нет сетей. Технически они есть - стоят у самого берега, но идентифицируются только по поплавкам-бутылкам, которые больше не скрепляются толстой веревкой-канатом. Рыбацкие суда ставят их далеко в море, я только раз доезжал посмотреть. Аналогично исчезли дурацкие буйки с флажками, за которые цеплялись стропы. То есть море чистое.
Второе - улучшился общий уровень катания, прибойная волна особых сложностей не доставляет - Наташа научилась её вполне стабильно проходить. Другая доска - она неплохо отрабатывает чоп, ноги не так устают. Толкнуться на прыжок можно, найдя в море ровную поляну между волнами - до обеда их довольно много.
Третье - новый кайт-девятка с быстрой реакцией и легкой планкой доставляет немало удовольствия (в том числе и потому, что он просто красивый) - в последние дни я предпочитал махать девяткой, нежели накачивать двенадцатиметрового Бандита. Бандит также напрягает спину гораздо сильнее, и в неровный ветер стал вести себя странновато - при интенсивной работе иногда немного притормаживает в середине окна. Я связываю это с установкой нового чикенлупа и возможным изменением длины строп. Надо проверить.
Что новенького изучил - да ничего. Вот для этого в Муйне не лучшие условия - это признают даже инструкторы, которые учат прыгать, они стоят на берегу и руководят учеником по рации. Понятно, что в этом случае надо прыгать около берега, причём на правый галс, рискуя уронить кайт в прибой и рвануть центральный баллон (а я кайт категорически накачиваю до звона, иначе на прыжках середина будет гнуться). Поэтому от тренера я отказался, но на пару семинаров Вани Че (из Кайтпитера) сходил. Как обычно узнал критически важную вещь - на прыге с переводом кайт надо переводить плавно, но резко, перекашивая планку на 45 градусов и более. Я раньше осторожничал.
В результате стал прыгать, по мнению наблюдателей, на метр-два повыше, то есть метров на пять уже.
Ну и мелкие нюансы - лететь надо грудью вперед, а не плечом, доску на приземлении надо ставить по ходу движения, а не под сорок пять. Просто прыжки тут отрабатывать даже проще - нет риска удариться о дно. А вот всё остальное - бэкроллы я вспомнил быстро, транзишн довёл до ума, бэкролл-транзишн - тут непонятно, то ли прыгать выше, то ли кайт не туда ставлю. Раз двадцать он почти получился, но всё равно доска погружается в воду, красиво уехать тяги не хватает. Фронтролл - да, пробовал, не испугался, даже докрутил, но пошёл вразнос - кайт в краю окна. Такие вещи тут делать не очень хорошо - у берега есть риск кого-нибудь зацепить, там всегда есть ученики, далеко в море - при нештатной ситуации (если кайт завернется) можно доску потерять, и с чопа толкаться тоже неудобно. Смешно звучит, конечно. В итоге большую часть времени я катался просто для удовольствия - трамвай, прыг вверх, быстрый поворот, дроп с волны и всё такое. Ещё бы пару недель прокатался с удовольствием.
Вэйв - пока неинтересно. Саша предлагал свою доску попробовать, он на ней стоит уже уверенно, но сначала надо потренироваться вставать на неё на ровной воде, потому что у него опыт виндсёрфинга и водного старта есть, а у меня - отсутствует. И его доска для новичков маловата по объёму - 18 л, а для начала надо 30-35 л, для устойчивости. Во Вьетнаме порой опытные-то вэйверы на центральном пляже с трудом уходят в море, а новичок может угробить снарягу. Вообще соотношение вэйверов к твинтипщикам сильно изменилось уже где-то 20/80, они устраивают даунвинды на 20 км вдоль побережья (вот это интересно) с целью покататься на больших волнах в открытом море, могут кататься в более слабый ветер и на маленьких кайтах, пытаются прыгать и постепенно набирают обороты. Почти все - без петель. Как объясняют - петли в приниципе ограничивают свободу перемещения по доске и нужны только на очень больших волнах от 10 м, где прямо на стенке бывает чоп, а скорость - приличная. Потом займусь как-нибудь.
Традиционно обращаю внимание на кайт-рынок. Во Вьетнаме он хаотичен - есть всё, каждой твари по паре. У нас на станции было много Слингшотов, они на них учат и продают. Соседи - ADI Kites, молодой брэнд, но активно продвигается, тоже постоянно на воде несколько куполов. Часто видел Blade. Но наиболее часто встречающиеся в море - Cabrinha, F-1, North. Кабрин даже как-то побольше. Магазинов насчитал шесть - Cabrinha, Naish, F-1/Airush, Ozone, North/Cabrinha, Slingshot.
Ценовая политика такая - 1500-1800 долларов - новый кайт с планкой 2015 года, 1000-1300 - 2014. У Кабрин были самые хорошие цены, North 14 года - тоже ничего, 15-й - уже зашкаливает (1400 - купол без планки), Slingshot - очень дорого, девятка Rally'2015 - под 2000. Дилер F-1 - самый странный, я хотел сначала купить Бандит без планки, поскольку она у меня уже есть от 12-го, хоть и великовата.
Спрашиваю 15-й год - 1300. "О, нормально!" - думаю. 14-й? 1400! Это ещё почему? Отвечают, что с куполом прошлого года в комплекте идёт новый чикенлуп - а зачем, когда он у меня уже есть, и старый ещё остался? И Вегас прошлого года стоит 1100 в сборе? Попрощался.
В общем, девушка Майя оказалась самым адекватным дилером Кабрины, за что ей плюс в карму и удачи в бизнесе. Взял 15-й год чуть подороже, но ни грамма не пожалел.
Б/у стафф - полно прредложений, в частности в вконтактной группе "Барахолка в Муйне". Кайты 2009-10 годов - $200-300, 2012-13 - $500-600, в зависимости от износа.
Доски - новые долларов по 600-700, но полно предложений по б/у твинтипам за $250. В основном это касается досок неименитых брэндов - Underground, M-day, Takoon. Б/у Nobile или North - 350-400, но встречаются редко.
Для меня теперь актуально, так как Наташа, прокатившись на моей доске, на свою возвращаться отказывается категорически. Что понятно - большая, плоская и жесткая доска, разработанная для обучения, для нормальной каталки подходит не очень, мягко говоря. Будем искать новую доску во время следующего заезда. Потому что в России всё дороже на 20-30 процентов.
Б/у вейвовые доски - $300-600.
Одежды полно, но в январе уже или размера нет, или дизайн - отстой. Нормальные вещи разбирают в начале сезона.
Оранжевый нарукавник, надетый на ручку доски, упрощает жизнь. Во-первых, доску на воде при потере видно сильно лучше, оранжевое пятно прямо бросается в глаза. Во-вторых, доску передвигает главным образом ветер, а не течение, Наташа дважды теряла доску далеко в море (один раз на передозе, второй раз - на резком ослаблении, когда вырезаться было невозможно) - оба раза доска приплыла на пляж. Так что пусть будет не стильно, зато доска дома лежит.
Когда заплатил бичбоям за пару дней немного денег за мойку и складывание кайтов - их отношение ко мне очень сильно улучшилось, прямо разительно, так что лучше дать им 50-100 донгов в самом начале за какую-нибудь пустяковую услугу - будешь всегда первым в очереди на запуск :)
Станция - наверное лучшая на пляже, как обычно. Неудобно только, что нет бара, но питьевая вода бесплатно, и всегда можно купить кукурузу. Но и самая дорогая - 45 долларов в неделю и умножаем на полтора, потому что мы катаемся вдвоем. Спорный момент, порой приходит один катальщик и занимает места больше (потому что с ним всегда жена и двое детей :), ну да ладно, ребята реально работают, на станции всё классно.
Ветер - всего были 18 дней. Откровенно штилевых, когда было 1-2 м/с, было два - 2 и 5 января.
Ещё один день дуло 5-7 метров, еле-еле на двенашку. Остальные две недели - 60% дуло от 8 до 12 м/с (то есть на девятку), 40% - от 6 до 10 (можно на девятке, но лучше 12). Бандита надувал 7-8 дней, так что если кто сомневается, брать ли большие кайты сюда - берите без вопросов, без дела лежать не будут. Я даже Турбины на воде видел.
Один день дуло сильно, погонял на Вегасе-семерке, кайт забавный и резкий, глаз да глаз за ним нужен. Только в этот день видели кайтлупы и какой-никакой фристайл в исполнении украинцев с наклейками "Kitepunks".
Редко дуло ровно, буквально дня два-три, остальное время - разброс на 4 метра и периодическое подтягивание триммера. Ветер менее плотный, если в Чите я при 6 метрах на Бандите катаюсь спокойно, то тут - даже выйти в море не могу, тяги не хватает. Прогноз на Windguru в отношении центрального пляжа врёт почти всегда, по нему можно смотреть только тенденцию к ослаблению-усилению. Врёт, к счастью, в нашу пользу - обычно ветер сильнее на 2-4 м/с, один раз только слабее был. Раздувает на максимум в час-два дня, к пяти может стихнуть - катальный день здесь заметно короче Боракая, где я иногда в первый раз выходил на воду в 8 утра, и заканчивал к четырём.
Кризис - для посвящённых заметен сильно. Вот фото, например, 30 декабря, середина дня, дует метров 10. Куполов на квадратный километр летает меньше, чем в Чите.
После 10-го января траффика также считай, что и не было. Мало новых кайтов на воде - 3-4 штуки, раньше это был очень серьёзный процент. Много объявлений "В связи с отъездом продается..." - мопеды, мебель, бытовая техника. Большинство кафе - почти пустые.
Плюс это или минус? Ну, во-первых, это заставит снизить цены. Во-вторых, так сложилось, что я раньше был рад новым кайтерам, потому что полагал, что много народу = много станций/много снаряжения = новые споты, новые бренды и снижение цен. Невидимая рука рынка расставила всё по-другому. Много народу - это повышенный спрос и растущие (даже в долларах) цены на кайты, это растущие цены на кайтстанциях и забитые хранилки, это дорогие авиабилеты и гостиницы в высокий сезон, это жадные перевозчики - как таксисты, так и авиакомпании, это много неадекватных/неопытных людей на воде.
Это ученик, положивший кайт на воду вдоль станции и неторопливо дрейфующий за ним без действий - хрен подойдёшь, и ученик, упражняющийся в скольжении по песку в зоне высадки, люди, по 5 минут стоящие у берега в ожидании идеально небольшого сета волн для выхода, ездящие левым галсом в тебя с кайтом под 45 градусов, или зашедшие в неуверенной стойке метров за триста от берега. На Боракае проще - все такие ребята находятся или у берега, или в восточной части лагуны, а тут расслабляться нельзя. К ученикам я отношусь прекрасно, так как сам таким был, но я же не пытался изучать прыжки на пляже среди лежащих кайтов, или бич-старт тренировать, не умея ездить. Надо соизмерять желания и умения.
Поэтому новым кайтерам теперь я рад не особо :) Но в Чите пусть появляются, конечно, так как у меня теперь продается вся старая снаряга - кайты на 9 и 12 м в хорошем состоянии и 138-я доска. Идеальный набор для начинающего.
За всё время путешествий за багаж заплатил один раз в Маниле, долларов двадцать, символически - там был реальный перевес килограммов на пять. А, ещё раз платил, когда летели по незнанию в Катиклан с короткой взлётной полосой и учётом каждого килограмма. А тут кладу чехол на весы, менеджер спрашивает: "Кайтборд?"- "Конечно, кайтборд!" - "Ну тогда с вас 1000 юаней..." Это по текущему курсу 10 тысяч рублей!
На самом деле в правилах авиакомпании "Южно-Китайские авиалинии" такой платёж за негабарит предусмотрен. Но начинаю легко возмущаться - я же спортсмен, турист, оставил во Вьетнаме кучу денег, общего перевеса нет (у нас ровно по 20 кг на человека), и, самое главное - сюда-то я привез этот чехол бесплатно!
Вьетнамцы посовещались минуту и огласили приговор - 450 юаней. 4500 р. Всё равно многовато, но уже более-менее разумно. ПлачУ (и плАчу :).
Причём сами китайцы на пересадке в Гуанчжоу внимания не негабарит не обратили совсем и даже на спецстойку нести не заставили. Так что вьетнамский аэропорт нашёл неплохую прибавку к доходам. 1000 кайтеров за сезон приезжает - пусть приезжают, вход - бесплатно, выход - 150 долларов, а то на рейс не посадим. Некоторые доски проще действительно продать во Вьетнаме, чтобы не платить за негабарит.
Но тем не менее, мы прекрасно покатались и отдохнули. В прошлый раз я писал, что вряд ли ещё приеду. Теперь - вполне возможно, только от экономики ситуация будет зависеть. Ветер - очень неплохо, волна уже не напрягает, сетей нет, по вечерам есть чем заняться. Зачётно.
Спасибо, Вьетнам!