если на восточном участке БАМа пассажирский поезд ходит фактически один, но ежедневно (Комсомольск - Тында, мы на нём и ехали), то на западном всё сложнее. поездов уже несколько, но ходят они хитро. в итоге, не смотря на необходимость при этом дважды скакать через границу часового пояса, мы решили что удобнее будет сначала съездить в Северомуйск, а потом оттуда вернуться в Новую Чару.
весь отрезок с востока до Северомуйска оставил ощущение полной глуши и пустынности. жители Тынды спокойно ездят по 400 км между домом/работой и дачей, или же в Хабаровск "погулять" - просто на протяжении этих сотен километров вокруг больше нет вообще ничего, одна тайга. жилья мало, дорог практически нет.
утром на подъезде к Северомуйску обнаруживаешь себя между стенами гор - впереди Северомуйский хребет. сам Северомуйск - небольшой посёлок среди этих гор, занимается фактически только обслуживанием тоннеля + там сейчас идут изыскания под второй тоннель. расположен нетривиально: есть станция Окусикан в непосредственной близости от портала тоннеля, на ней останавливаются проходящие дальнобойные пассажирские поезда (наш Тында - Анапа в том числе), но нет жд кассы. есть сам посёлок в паре километров от этой станции. и есть станция Казанкан ещё в паре километров от посёлка, на которой поезда не останавливаются, но есть касса (работает с 12 до 15). и никакой мобильный интернет в этих горах не ловит. так что если хочешь купить билет - начинай метаться :)
теперь что такое Северомуйский тоннель и Северомуйский обход. тоннель этот длиной 15 км - самый длинный железнодорожный тоннель России и самый сложный объект на БАМе, строился 26 лет и был открыт для постоянной эксплуатации только в 2003 году. до его открытия поезда шли по обходу, проложенному через перевал по седловине хребта, общей длиной порядка 60 км. обход сложный, сейчас по нему ходят только рабочие поезда. была мысль попытаться вписаться на такой поезд и проехать, но мы поняли что времени на это маловато. энивей главной целью на обходе был Северомуйский Чёртов мост, он же "мост на спичках" - виадук длиной 360 метров через долину реки Итыкит. и мы туда залезли :)
мы решили так - если удастся на месте найти водителя, который за вменяемые деньги согласится прокатиться до моста, то мы его посмотрим, ну а нет - значит не в этот раз, тогда просто погуляем по округе (идти к мосту пешком далековато, нужна была бы ночёвка, но это опять же время и мы вдвоём против населённого медведями горного хребта - не решились). водитель нашёлся, запросил всего 2 тыр и оказался довольно приятным мужиком. очень удивлялся зачем народ из центральной России (мы у него не первые были такие) прётся в такую даль на этот мост. мы ему говорим - чувак, это же такая достопримечательность, жемчужина можно сказать. а местным на этот мост как-то пофигу.
дальше фоточки. стела Северомуйска (тут кстати впервые по пути с востока я увидела машину на подмосковных номерах):
и вот он мост:
единственный в России мост такой конструкции, на двухъярусных опорах. не охраняется, спокойно можно залезать на опоры и ходить по полотну:
мост дышит, периодически в нём что-то щёлкает и поскрипывает. особенно весело это когда ты где-нибудь на опоре или сверху смотришь в 35метровый провал долины внизу.
долина:
вокруг очень красиво:
а вот едет рабочий поезд:
мужик оказался золотой - мало того что спокойно ждал пока мы всё облазаем и пофоткаем, так ещё потом свозил в этот самый Казанкан за билетами и показал местную столовую для вахтовиков - очень полезное знание, т.к. больше в этом посёлке на тему поесть не было вообще ничего. телефон его у нас остался, кому надо - обращайтесь :)
Северомуйск:
далее мы вернулись обратно на восток в Новую Чару. тут нас интересовали Чарские пески - если не ошибаюсь, самая северная пустыня в мире. и вот до них мы немного не дошли - разведали дорогу, нашли её, прошли большую часть, но поняли что впереди ещё несколько километров, а уже вечереет и возвращаться вдвоём через лес в сумерках будет не очень разумным. впрочем, дорога сама по себе была невероятной красоты, так что всё не зря.
БАМ - ночью снова поедем по этим рельсам:
хребет Кодар:
поезд идёт через речку Чару:
демо-версия песков:
сама Новая Чара. её строил Казахстан:
дальше нам на запад.