В связи с затворническим образом жизни, перемежающимся редкими, но яркими поездками, и большим количеством прочитанного, у меня накопилось много, что вам таки сказать.
Но начнем с керамики.
Была на выходных в Лейпциге, и, о чудо, вместо того, чтобы кутить по барам или петь/пить в караоке, мы с женщиной пошли в музей (
Museum der bildenden Künste Leipzig, Музей изобразительного искусства Лейпцига). Во-первых, людей до 18 лет в музей пускают бесплатно, и, по-моему, это прекрасная идея (мы, к сожалению, уже не смогли доказать на кассе, что нам снова семнадцать). Во-вторых, само здание музея достойно отдельного посещения. С внешней стороны это огромный, 36-метровый стеклянный куб (архитекторы Hufnagel / Pütz / Rafaelian), а внутри очень много дерева, невероятно высокие потолки, двери, лестницы, окна и огромнейшие пространства между, заполненные инсталляциями и светом. Но главным открытием была все-таки не архитектура.
По случайности (и по расположению туалета),
мы начали с выставки, посвященной трем немецким властителям умов в разных жанрах конца 19 века: Рихарду Вагнеру (композитору), Максу Клингеру (художнику) и Карлу Майю (писателю). Я, по своему невежеству, мало знакома с творчеством всех трех, поэтому выставка представляла для меня скорее общеобразовательную ценность. Но благодаря паре концептуальных решений современного искусства эта экспозиция завладела нашими душами и телами на долгие два часа.
Сначала, в одной комнатке, где были выставлены экспонаты, посвященные экранизации романов Карла Майя об индейцах, можно было оставить свой след в истории - изобразить что-нибудь свое фломастерами и красками, выразить себя или просто продолжить мысль автора. И таки да, они меня потеряли.. нет ничего прекраснее, чем со-творчество! Я подумываю о том, что в каждом музее должна быть такая комната, где каждый посетитель может, не отходя от кассы, порисовать, полепить и пособирать что-нибудь, вдохновившись мастерами прошлого. Или просто я выросла в другой стране, где детей водят на экскурсии стройными рядами, а не разрешают им сидеть на полу, трогать, а потом рисовать сколько влезет. Поэтому мне этого сейчас очень не хватает, и я с нескрываемым любопытством наблюдаю за детскими группами в немецких музеях, которых, я должна признать, всегда очень много.
Потом случилось страшное - мы обе утонули в Вагнере. Кроме картин, книг и фотографий, выставка состояла из нескольких отдельных зал с свето-звуко-тактильными инсталляциями. В одной из них стояли шезлонги вдоль одного края, а напротив под музыку из Вагнеровского «Кольца нибелунга» можно было посмотреть световую интерпретацию этого цикла опер, которая занимала целую стену. После трех минут просмотра твердь уходит из под ног (хотя чему, в общем-то, там уходить, когда ты лежишь в шезлонге), остается только темнота, свет и звук. Фантастика и измененное сознание! Никогда не думала, что Вагнер может быть так прекрасен. Наверное, эта была навязанная симуляция галлюцинаций под LSD под Вагнера. Сколько мы там пробыли - я не знаю, но полностью просмотрели два прогона. Потом кружилась голова и осматривать остальной музей не было никаких моральных и физических сил. Вот она - сила искусства!
В следующий раз обязательно пойдем в музей еще раз и осмотрим оставшиеся четыре этажа.