Продолжение... Предыдущая часть здесь:
http://jim-monchegorsk.livejournal.com/43743.html Дни 19-21. Теплоход "Клавдия Еланская". Завершение.
25-27 августа 2010 г.
Утром, в день прибытия теплохода, всю деревню окутало суетливое и деловое напряжение. Те, кто приехал сюда на лето отдохнуть или на заработки, сегодня собирались вместе с нами покинуть Сосновку, а это считай, половина деревни. Затрещали моторы рабочих "муравьев", перевозивших рыбу и морошку на причал, взрослые с важным и озабоченным видом, таскали сумки и чемоданы, а дети, уже переодевшись в городские одежды, слонялись тут и там в бездельном ожидании.
Мы также немного послонялись по берегу, помогли мужикам грузить на пантон тяжелые бочки с засоленной семгой и тюки с морошкой. И снова я не мог нарадоваться слаженности и трудолюбию местных мужиков. В рабочем ритме никто не ругался и не матерился. Все делалось с улыбкой и со здоровыми подколками. Как будто персонажи старой советской пропаганды сошли с экранов. Не хватало только задорных песен. Пожалуй, глядя в эти обветренные солью лица, румяные, светлоглазые, улыбающиеся, радующиеся работе, я испытывал настоящую гордость за народ. Гордость иного качества, чем, когда сидя на диване, перед тобой вершится в телевизоре победа сборной России по хоккею. Настоящая гордость с примесью горечи, потому что... Ну ведь можно же вот так жить и работать без этой отравляющей всю Россию заразы - алкоголя! Нужно поселиться на краю света, сделать доставку продуктов неимоверно дорогой и сложной, для того, что бы вспомнить о том, как же все таки хорошо живется русскому мужику без водки. И горько было от того, что мысленно я всегда возвращался к этой теме, сравнивая Сосновку с увиденными ранее деревнями России.
По приливу к берегу подогнали пантон.
Морошка.
Кто то упомянул, что во время остановок теплохода, у пассажиров будет возможность порыбачить прямо с борта и мне непременно захотелось это сделать. Я пожертвовал двумя колебательными блеснами и постарался залить их растопленным на печке кусочком свинца, выпрошенного у одного из местных мужичков. При этом, недостаток инструментов и необходимых условий с лихвой компенсировались упрямством и дурью в голове. На выходе получилось что то вроде пилькера, грамм на 100-150 который, впрочем, так в итоге и не пригодился. ))))
Сам процесс погрузки на теплоход для нас оставался загадкой. Собрав вещи на причале, мы с любопытством ждали, что же будет дальше. Затем кто то сказал "идёт" и скомандовал погрузку. Маленький пантон, без каких либо ограничительных перил, без того уже груженный вещами, рыбой и даже моторной лодкой, начал заполняться людьми. Свободного места на мнем практически не осталось. Теплохода на горизонте все еще не было видно, но к нам подошел буксировочный катер и вскоре мы отплыли от причала в открытое море. Испытывая странные ощущения утлости и ненадежности всей конструкции я смотрел на провожающих на берегу. Кто то махал платком, кто то плакал. Часть оставшихся, позже намеревались улететь вертолетом, и на зиму в деревне практически никого не останется.
Провожающие.
Вскоре на горизонте показался теплоход.
Место погрузки.
"Клавдия Еланская" остановилась в фарватере недалеко от острова "Сосновец" и гостеприимно опустила трап, а наш буксир с ювелирной точностью, уверенно подвел груженный пантон к её левому борту. Первым делом на борт зашли женщины и дети, затем мужчины выстроились по цепочке и по рукам пошли вещи, в том числе и наши огромные рюкзаки и велосипеды. Серега побежал на борт смотреть за ними, а я и еще человека четыре остались на пантоне. С борта подали кран и мы крепили на него тяжелые грузы. Не могу не отметить, что правила безопасности здесь мало кого беспокоили. )) Огромные деревянные пантоны, груженные бочками поднимались прямо над нашими головами, и немного покачиваясь на стропах уходили в недра грузовых трюмов теплохода. Не дай дог что нибудь упадет вниз на наши раздолбайские головы! Но все прошло благополучно.
Поднявшись на борт, мы словно уже вернулись в цивилизацию. После оформления билетов, отнесли часть вещей в каюту. Велосипеды пришлось оставить на палубе, рядом с другими габаритными вещами пассажиров. За сохранность мы особо не переживали, все было на доверии. "Клавдия Еланская" двинулась на Юг в сторону Чаваньги. Немного погуляв по открытым палубам, мы спустились в бар, дабы исполнить давнишнее желание и выпить немного холодного пива.
Вот он, долгожданный момент!
Вы даже не представляете насколько может быть вкусным пиво после 20-ти дневного похода!!! Причем неважно что это за марка, такого вы никогда не попробуете, если не побываете в нашей шкуре. И вот он, долгожданный момент смакования, сидя на уютном мягком диване!
Вид на барную стойку.
Ну и конечно же, мы ворвались на островок цивилизации, со всеми сопутствующими ей "благами". Отдельно про бар, можно говорить много, но в основном впечатление осталось отвратительное. Если на теплоходе в целом командует капитан, то здесь, как у Булгакова, есть свой "Арчибальд", этакий локальный царек, кучерявый бармен. Со стороны этот персонаж смотрелся весьма комично, но сам о себе он был, конечно же, другого мнения и обладая какой то властью, ему было глубоко наплевать на посетителей и их просьбы. Дешевый пафос совкового ресторана, убийственная попсовая музыка, неимоверно дорогие цены и скудный ассортимент никак не вязался с холеностью и важностью самовлюбленного бармена. Заветрившиеся сосиски с растворимым пюре, подогреваемые в микроволновке, сухарики с пакетов, бутылочное ширпотребное пиво (не разливное), все это стоило раза в три дороже чем в городе, но подавалось как изысканный деликатес.
Очень скоро с этим местом нам стало все ясно и мы предпочитали прогулки на свежем воздухе на открытых палубах, где в закатных лучах солнца мы шли в нескольких километрах от берега со скоростью примерно 20 узлов (около 40 км/ч). Теплоход шел на юг, пройдя мимо сел Чапома, Стрельна, Чаваньга, и развернувшись, взял направление на север, в ЗАТО "Островной" и далее - Мурманск.У каждого села "Клавдия Еланская" останавливалась примерно в километре от берега, и забирала пассажиров, по типу как в Сосновке, только если мы подошли на буксируемом плавучем пантоне, то здесь народ приходил в основном на моторках и буксируемых карбасах.
Погрузка пассажиров в Чапоме.
Погрузка в Чаваньге.
Темная изнанка человеческой души, так глубоко запрятанная в людях, когда они жили на берегу, практически автономно, к сожалению очень быстро стала проявляться на теплоходе. Сначала скромно, с оглядкой, затем смелее, народ, который приятно поразил меня в деревне, стал меняться на глазах. Меняться тем больше, чем больше было в баре выпито спиртного. Нет, конечно не все было так ужасно, но ближе к ночи бар стал понемногу превращаться в кусочек Ада. Неискушенные "подарками" цивилизации люди, оказались мало способны противостоять настроению попсовой разгульности и вакханалии, олицетворением которой являлся тот самый кучерявый бармен. Кто то, уже прямо в бар приносил свежие хвосты семги на продажу, видимо чтобы получить наличные на выпивку. "Арчибальд" с удовольствием скупал их за бесценок, зная что все деньги так или иначе осядут в баре. Подвыпившие пассажиры устроили пляски, и понемногу теряли человеческий облик. На следующий день я стал случайным свидетелем разговора между барменом и одним из пассажиров, скромным усатым мужиком в возрасте, наверное надевающим этот клетчатый свитер и выглаженные брюки стрелками только "на выход" раз в пару лет. Этот мужчина вчера пил и танцевал с очень молодой девочкой, которая приходилось ему какой то родственницей, а сегодня, опохмелившись пивом, он уже обсуждает её с барменом: "да, она ничего, в самом соку...", на что Арчибальд кивает: "ну дык что, трахнул ее вчера?", за что следовало конечно прописать ему сочного "леща", но мужчинка в ответ, слегка застеснявшись, лишь потупил глаза и что то невнятно бормотал, краснея... А ночью первого дня, в соседнюю с нами каюту поселили семейную пару, которая устроила пьяный дебош с разбитием посуды и рукоприкладством и было очень стыдно нам, так как на соседней койке спала пожилая хорошая женщина, рассказывавшая нам истории про своего сына. Все это грязно и мерзко, но не упомянуть об этом я не могу, так как мой рассказ и не должен быть только о хороших вещах. Еще раз я убедился в разрушающей и сметающей все на своем пути, темной силе алкоголя для простых русских мужиков из отдаленных сел Кольского полуострова. Бухали конечно же не все. Были и нормальные люди, предпочитающие не терять свой облик.
На верхней палубе
Тем не менее, теплоход шел своим маршрутом, приближаясь к следующей большой стоянке - ЗАТО "Островной" (Йоканьга). Все что мы видели до этого - по сути открытое море и небольшая полоска берега на горизонте. Так что спешу разочаровать тех, кто, возможно, желает "малой кровью" увидеть Кольский полуостров, прокатившись на Клавдии Еланской по маршруту Мурманск-Чаваньга-Мурманск. Ничего вы толком не увидите, а закаты на палубе и иные красоты открытого моря очень скоро наскучат даже самому неискушенному ценителю природной красоты. Так же существует вероятность большого волнения на море и хотя "Клавдия" идет очень ровно, при большой качке путешествие скорее всего превратится в борьбу с желудком.
ЗАТО "Островной" (Йоканьга)
Йоканьга - закрытый военный городок. На берегу за причалом стоит будка военных. На высадку требуется пропуск. Все очень строго и нам оставалось только наблюдать с палубы, как теплоход набирает новых пассажиров. Народ приезжал на личных автомобилях прямо на причал, и какого было наше удивление, когда мы увидели как на железные подмостки заехал блестящий "Porsche cayenne"!!! Напомню, что до Островного нет дорог! И максимум, куда могут местные поехать - это небольшие улочки города и лесные дороги вокруг.
Портовый работник огромных размеров, мог бы в одиночку притянуть теплоход к берегу! )))
Провожающие не скрывали слез.
После погрузки, теплоход начал отходить от причала, и по какой то причине, видимо такая традиция, в громкоговорителях заиграл марш "прощание славянки". В эту минуту, на меня, как будто "накатила суть"(с). Что то переполнилось в душе. Эти суровые виды, ржавые причалы, неуютные скалы, чернеющие окна города-призрака, населенного несгибаемыми людьми, нелепый Порш-кайен, провожающие кого то мама с дочкой, утирающие слезы и машущие нам в след, а может быть и все что я пережил и увидел за последние дни. Звуки марша всколыхнули все это в душе. Еле сдерживая эти эмоции внутри, пришлось несколько раз глубоко вздохнуть, что бы успокоиться. Рука потянулась к очередной сигарете.
Проходим о. Кильдин
Чуть не проспал в каюте остров Кильдин! Серега разбудил. Тогда мы впервые его увидели так близко. Это потом, через пару-тройку лет, рыбацкая доля не раз и не два приведет нас сюда за треской в суровые и жесткие условия, совсем не такие как на уютном теплоходе. Но сейчас об этом даже сложно подумать. С палубы этот остров - всего лишь очередная "открытка" для туристов, которая на пять минут скрашивает унылую полосу берега. Но многие люди, и рыбаки, и тех, кто здесь служил в армии, и просто туристы прекрасно знают что скрыто в этом звенящем названии - Кильдин.
Кольский залив.
Зайдя в уютный Кольский залив, Клавдия Еланская перестала покачиваться на волнах, поэтому казалось, что она немного сбавила ход, как бы стараясь растянуть последние мили до причала, отдыхая от открытого моря. Берег Кольского залива усыпан строениями, видимо военными. Уже прошли Североморск, и ощущение дома становится все ближе.
Мурманск.
Вот и показался вдали Алеша. Высадка в порту особенно не запомнилась. Мы разобрали велосипеды, взвалили на них рюкзаки и подъехали к автовокзалу. Лично я, как то не сразу привык к городу. Проезжающие автомобили, спешашие вокруг люди - вокруг бурлила своя жизнь и мне даже казалось обидно, что никому до нас нет дела, что это все происходит не зависимо от нас. Но вот же мы! Приехали! И очень странно, что вместе с желанием рассказать о нашем путешествии первому встречному, во мне одновременно проснулось какое то ощущение своей исключительности, или даже особенности. Ведь они ТАМ не были, а я - был!!! Сочетание этих чувств родило некую снисходительность к людям, которую иногда испытываешь сразу после похода. Или даже не снисходительность, а некое безразличие к своему грязному и неряшливому виду. И ты даже немного гордишься этим видом, и нисколько не будешь тушеваться, окажись ты вдруг сейчас хоть на приеме у губернатора!
Такие мысли посещали меня пока мы дожидались своего автобуса до Мончегорска, и жевали что то вроде сырных хачапури, глядя на прохожих в центре Мурманска. Солнце иногда проглядывало между темных дождевых туч и воздух был свежим настолько, насколько он может быть свежим в городе, после дождя. И опять в голову приходят мысли, что ТАМ, воздух свежее... В этот момент я осознал, что мы уже точно прошли этот рубеж, когда заканчивается поход и начинаются воспоминания о нем. Точка, которая делает настоящее прошлым, а будущее - снова неопределенным. Эта "точка возвращения", награждает тебя неким опытом, способным изменить мировоззрение и одновременно может навесить на тебя ярлык "крутого походника", окутать этим самым туманом собственной значимости и важности, пустить пыль в глаза. И очень важно не поддаваться этому болоту из ярлыков и желания кем то казаться в глазах окружающих тебя людей, потому что в этом ты точно не преуспеешь никогда. Всегда найдутся те, кто сделает это более профессионально. ))) Стараясь казаться иным, чем ты есть на самом деле ты еще и предаешь все, что с тобой было по настоящему. Когда поход заканчивается - насладись чувством удовлетворенности настолько, насколько сможешь. И как скоро тебе захочется все это повторить? Когда тебя снова потянет испытать это пьянящее чувство победы над собой? Пожалуй, зависимость от таких побед - единственная зависимость, которую можно и даже нужно иметь человеку.
Здравствуйте! Меня зовут Виталий, и я походоголик! ;))
Конец.