Продолжение... Предыдущая часть здесь:
http://jim-monchegorsk.livejournal.com/33250.html
Трек третьего и четвертого дня. Карта 1000м:1см. Кликабельна.
День 3, 4. Чурозеро и начало сплава.
9,10 августа 2010 г.
За мглою гор, за лезвием хребта
Легла реки хрустальная черта,
Чуть видимы огни в далеком стане.
И луч звезды, подобный нити льда,
Влачит меня неведомо куда
На тонком и мерцающем аркане...
(с)С.Калугин
На утро дождь не прекратился и лил весь день, периодически стихая до легкой мороси.
Вот так выглядит хлипкая избушка утром.
Лень и вялость, вызванная сыростью уходила долго и неохотно. Одно дело когда просыпаешься в сухости и комфорте, снаружи тепло и солнечно, и совсем всё по другому в дождик и под текущей крышей.
Но как только вылезешь из спальника, прогуляешься по утреннему ягелю - всё кажется не таким уж унылым. Я бы назвал это состояние "час утренней хмари". Оно скорее всего происходит потому, что кровь еще не "разогналась" в организме. Руки и ноги замерзают пока не разомнешься.
Однако мы не особо спешили собираться, думали что дождь может стихнуть. Позавтракали, смазали заржавевшие цепи. Выехали только ближе к полудню.
Один из притоков реки Эльнйок.
Здесь и далее несколько кадров замылены каплями дождя. Сняты водонепроницаемым и пуленепробиваемым Серегиным мега-фотиком, который умеет все, даже может нырять на глубину с дельфинами, только вот объектив сам протереть не может. А я про это конечно же часто забывал. :)
Серега и дорога.
Дорога мало чем отличалась от предыдущего дня. Единственное что - на заболоченных участках появилась морошка. Мы с жадностью набрасывались на неё, несмотря на сырость - хлюпали в лужах, мочили в кустах и без того мокрую одежку, но оно того стоило!
На одном из спусков я проколол заднее колесо. Скорее всего оно было недостаточно сильно накачено. покрышка попала между камнями и ободом порезало камеру в двух местах. Первый мой прокол на этом велике. Камеру поменяли очень быстро. Что бы снять покрышку, я даже не использовал "монтажки" - все снялось руками.
Недалеко от Чурозера.
Перед самым озером дорога пересекает старую вырубку. Здесь всюду следы деятельности человека. Ржавые остовы машин, какие то доски, фургоны, бревна...
Серега на стоянке на берегу Чурозера. Время: 17:00
Дорога заканчивается на этой стоянке.
Дежурное фото "индейца" с найденным луком. Наверное есть в каждом отчете, который я читал о Поное. Только места разные. А по мне дык это слишком попсово. :)
Сама стоянка довольно большая. Несколько оборудованных кострищ со скамейками. Есть места для палаток. Единственное что неудобно - до воды нужно пройти метров 300-400 по болоту и старым гатям. Именно здесь начали свой сплав в 2008-м году Петя и Наташа (
sevprostor ). Вспоминаю, что в своем отчете они жаловались на жару и кучу комаров. А у нас тут наоборот - все мерзко, сыро и я даже не знаю что лучше.
Разведка так и не обнаружила удобного места для стоянки на самом берегу, зато нашли рыбацкую избушку с печкой и даже дровами, но все так же метрах в 400-х от берега. Хотелось конечно поближе к воде, что бы потом не тащить байдарку далеко, но желание и возможность просушиться взяли верх.
В рыбацкой избе на берегу Чурозера.
В итоге избушка оказалась просто замечательной и даже слишком. С первой же растопки в ней стало жарко как в бане. Затащили велики, развесили сушиться вещи и рюкзаки. Тут же обнаружился минус - избушка была дырявая и из всех щелей на тепло поперла мошка. Мелкая такая, ядреная!
Возникла дилема. С одной стороны душно и жарко, потеешь и хочется снять футболку. С другой стороны - эти мелкие бесячие грызуны. которым было наплевать на зажженую анти-гнусовую спираль. Я в итоге смирился с грызунами, сидел, потел и почесывался в кумаре. Мы даже как то заклеили проколотую камеру и приготовили весла, снабдив лопасти кожухом от воды из пластиковых бутылок и скотча.
Уснуть же в такой духоте было довольно непросто. В спальник не залезешь - жарко, а снаружи - кусают. Перед сном по традиции посмотрели пройденный за день маршрут - всего около 20-ти километров. Совсем копейки. Но цель достигнута - завтра начнется водная часть!
Так выглядела избушка утром снаружи.
Утром следующего дня дождик прекратился. Но небо все еще было затянуто в молочной пелене облаков.
Началась привычная уже "шуршня". Собирали рюкзаки так, что бы их можно было упаковать в байдарку. Каждый рюкзак положили в "вакуумный" пакет, выкачали воздух с помощью легких. На самом деле получилось вполне так компактно и приемлимо.
Когда надули байдарку у меня немного отлегло на душе. За целостность её отвечал я и всю дорогу меня мучило нехорошее предчувствие. "А что если я что то забыл? Что если, не дай бог, в дороге я как то умудрился порвать балон?". Но в итоге все обошлось - мы сложили вещи и потащили байдарку небольшими перебежками к озеру.
На самом деле было совсем не просто. Волочить её по земле было нельзя - можно продрать днище о сучки или о гвозди, торчащие с досок. Отрезками, примерно по 50 метров, мы тащили лодку, затем возвращались и подкатывали велики, иногда останавливаясь что бы поесть черники. Она здесь была очень крупная и сочная и её было очень много! Я даже вспомнил на какое то время о медведях и о том, что они как раз в таких местах любят тусоваться. Ну и свистел в свисток на всякий случай. :)
Песчаный берег Чурозера. Перед окончательной упаковкой.
На берегу озера окончательно разобрали велики, сняли багажники. Причем опять пришлось немного помучиться с ключами на 19, но это уже традиция. Наши самопальные, ультра-легкие ключи разогнулись и оказались весьма ненадежными.
Затем упаковали велики в носовую часть, накрыли самодельной юбкой и продели стропу, прижав юбку к баллонам. В образовавшиеся на носу ниши влезло кое что из вещей. Рюкзаки положили под себя, сверху - надувные подушки в качестве сиденья. Приделали штатный руль на корму. На все про все ушло около двух часов с перекуром на чай.
Налим Н-300, слегка тюнингованный. "Велосипед-edition".
Ну вот и началась наша водная жизнь! Около двух часов дня, 10 августа, мы наконец то отчалили от берега. Момент знаменательный.
Плывем. Вроде бы не тонем.
Велики - 30 кг. я и Серега по 70, и рюкзаки с вещами около 50. Итого около 220 кг. в байдарке.
Сидеть вроде вполне комфортно. Сразу же отделили по одной лопасти у весел, что бы грести с одной стороны, вроде как в каноэ. Так эффективнее. Грести двумя лопастями неудобно. Вода заливается несмотря на прилепленные на скотче к лопастям пластиковые бутылки. Да и ширины весел явно не хватало. В итоге гребли с разных бортов, периодически меняясь, так же как ранее на
велосплаве по Волчьей тундре.
Место выхода из озера нашли без проблем. Всё, как говориться, видно невооруженным взглядом, тем более если у вас есть GPS с нормальной топографической растровой картой. :) Далее проплыли пару километров до места слияния с Эльнйоком.
отворотка на Эльнйок.
Надо отметить, что эту отворотку можно и пропустить с ходу! Визуально - более широкое русло уходит далее, а то что там течение в другую сторону так сразу и не заметишь. Перед поворотом кто то поставил знак "сиськи на дорогах" - улыбнуло. :)
Действительно сразу после поворота есть места где речка сужается и течение усиливается, а лежащие поперек деревья и коряги вполне сойдут за всякие там выбоины и колдобины. Спасибо конечно за то что предупредили. :)
На реке Эльнйок.
Плывем!!!
На реке Эльнйок. Впереди поворот.
На реке Эльнйок. Опять поворот.
Было конечно жутко красиво и необычно после велосипедного забега оказаться в такой спокойной воде. Плыли особо не напрягаясь, спокойно и размерено в тепле и комфорте - сказка просто! Не то что днем раннее - язык на плече.
Единственное - с непривычки у меня затекали ноги и спина. Уже через час гребли хотелось выбежать и размять ноги, что я собственно и сделал когда мы наконец выплыли в Поной.
Место слияния рек Эльнйок и Поной. Время: 18:10
Вот теперь уже точно можно сказать - мы на Поное! Самой крупной реке Кольского полуострова. Средняя скорость нашего движения была около 5-6 км/ч. Скорость течения до 1 км/ч, почти совсем не ощутимо. Река очень сильно петляла и практически не было прямых участков. Иногда мы делали такие нелепые "загогулины", почти круги, возвращаясь фактически к месту где были несколько ранее, но выше по течению. С этим приходилось мириться.
Сверяемся с картой - за 4 часа мы прошли всего лишь 4 условных "квадрата" на километровке. Учитывая извилистость реки можно было прикинуть что каждый квадрат для нас получался не 2, а все 6 километров чистого пути. Жуть! Это не очень то радовало.
Нет, мы конечно делали в расчете стоянок скидку на "петляние", но не настолько же! Мне даже показалось, что Серега как то сразу сильно запарился по этому поводу, все производил какие то расчеты, считал дни наперед... Я же предпочел "махнуть рукой". Как не считай - дальше мы от этого не будем. Конечно теперь понятно, что нужно спешить, но выше головы не прыгнешь и будь что будет.
В таком настроении проплыли еще пару часов, пока не начало заметно темнеть. Берега здесь болотистые, поросшие непролазным кустарником и травой. Мы во все глаза искали удобное место где можно было бы хоть как то причалить и разбить палатку. Судорожно пытались вспомнить что же по этому поводу писали в своих отчетах
sevprostor и
timewind . Отчеты, на которые мы опирались во время всего путешествия и очень жалели в последствии, что не распечатали их и не взяли с собой.
Пару раз Серега выползал на берег осматривал участки, пока наконец то мы не нашли что то подходящее. Глинистый, песчаный берег, в котором проваливалась нога, но зато хоть как то можно было пришвартовать наш "Корабель", небольшой обрыв и ровный пятачок земли наверху, поросший высокой травой, а рядом Серега приметил поваленную сухую березу.
Уже при свете налобных фонарей я вытаскивал на берег вещи, разбивал палатку, а Серега организовывал костер ломая ту самую березку. Сухих дров после недавних дождей просто не было. Уже когда примяли траву мы заметили заросшую ямку, которая видимо когда то, очень давно, кому то служила кострищем. Это радовало - не мы одни такие идиоты, что решили здесь заночевать. :)
Тут всплыла проблема, о которой мы заранее не подумали. С собой у нас было всего три коврика (хотя должно было быть четыре). Два из них были прижаты на дне лодки в носовой части велосипедами, достать их было нереально - пришлось бы потом заново все разбирать и укладывать. И лишь один коврик можно было достать со дна относительно легко, но дело в том, что и он оказался мокрым и грязным из за воды, стекавшей с обуви. Мы немного посушили его на небольшом костре, который удалось таки развести, а под палатку накидали сосновых веток. Уже в полной темноте, наспех сварив какую то кашу, чай, мы перекусили и легли спать. Кажется Серега опять отказался кушать, точно не помню, ограничился орехами и сухарями с шоколадом. Немного посмеялись - наконец то первая наша "достойная" ночевка. А то все в домиках да в попсовом комфорте, как какие нибудь мягкотелые "тюлени".
Уже дома по google я прикинул что мы проплыли со всеми поворотами около 30-ти "чистых" км. Глядя на карту там в палатке нам казалось что мы прошли намного меньше и уж конечно по скорости - не выдерживаем нужный график.
Продолжение читайте здесь:
http://jim-monchegorsk.livejournal.com/34090.html