Применим аналогию.
Есть на какой-нибудь 1800 год рынок на земляные работы, скажем в 500 ям. Для их выполнения нужно 50 землекопов*.
Потом [внезапно, для наглядности] у нас появляется экскаватор-бульдозер, который может выполнить ту же самую работу и заменить всех 50 землекопов.
Для этого нужен 1 экскаваторщик-бульдозерист, условно, 0,1 металлург, 0,01 инженер-конструктор, 0,2 ремонтника и т.д., а всего, скажем, 3 работника.
С точки зрения, которую мы постоянно слышим в связи с т.н. Четвертой промышленной революцией с ее робототизаций, революционной логистикой и прочими кундштюками - 47 землекопов лишние.
И тут было несколько путей.
Напрашивается мысль запретить или иным способом остановить научно-технический прогресс, но это возможно только в рамках единого, то есть всемирного и достаточно авторитарного государства. Пока отпадает.
Можно, как сейчас некоторые предлагают, выбросить "лишних" землекопов на улицу. Помимо катастрофических социальных последствий неизбежно закручивается спираль спада - падает необходимость в этих самых работах и уже не нужны и трое оставшихся работников. То есть из-за роста производительности труда мы будем умирать с голода.
Человечество выбрало иной путь** - создавать новые потребности под рост производительности труда и попутно также стремительно развивать рынок услуг от медицины и образования до маникюра.
Теперь земляных работ нужно значительно больше под трубопроводы, дороги, аэропорты, заводы, водные каналы, жилищное строительство и т.д.
Теперь нужны все 50 землекопов, которые все переквалифицируются в инженеры, экскаваторщики-бульдозеристы и прочие квалифицированные или пока еще нет рабочие.
Рост производства и потребления огромен, но на этом пути периодически случаются срывы - т.н. кризисы перепроизводства***. Их природа, соответственно, не марксистская, а ближе к циклам Кондратьева с акцентированием на рост производительности труда в силу изобретений/открытий.
Соответственно, резко возрастает роль государства с кредитно-денежной политикой, госдолгом, военными расходами, стимулированием производства и потребления.
Общественные работы или модный ныне безусловный доход могут быть как способами сдемпфировать срывы/сбои из варианта стремительного роста, так и способом удержать производство и потребности на более низком уровне.
Эта аналогия роботизации и предыдущих промышленных революций работает, если мы говорим о взрывном росте производительности труда человека. Тогда нас ждет огромный рост производства-потребления с неизбежными срывами в чуть не в голод.
Если же роботы станут мыслить, чувствовать, обретут самосознание, то это другая и грустная история.
* Естественно, это условная единица, можно заменить на кузнецов с землепашцами.
** Хотя в ряде моментов, внутри исторического процесса это было совсем не очевидно. Например, идея маленькой механизированной профессиональной армии 20-х годов XX века выросла из ощущения невозможности подтягивания всей армии под новые образцы вооружений.
*** Самая промышленно развитая страна мира, США, в Великую депрессию дошла чуть не до голода, а Россия/СССР пережила тяжелейший голод при выходе на более высокий уровень производства-потребления.