В. Целуйко aka Богун:
"... В 2014г., до начала войны на границе с харьковской областью у России не были ни одного заметного формирования. Ближайшие к нам части российских сухопутных войск и ВДВ находились в Подмосковье, Тульской, рязанской, Волгоградской областях, то есть в нескольких сотнях километров.
Когда началась война, к границам нашей области были переброшены части из глубины России, однако такая переброска требует времени и ее трудно скрыть. Потому если вы замышляете вероломное нападении, то лучше войска иметь поближе. Если десантники, не перегруженные тяжелым вооружением, могут оперативно прибыть по воздуху, то для танковых и мотострелковых частей для переброски на значительные расстояния нужен железнодорожный транспорт. ВДВ подобны рапире, а танковые части молоту. И далеко не всегда можно без этого молота обойтись. Потому логика агрессора диктует необходимость подтянуть тяжелые войска поближе, чтобы им не надо было много времени на развертывание, а легкие ВДВ уже могут прибывать «по ходу пьесы».
Для упрощения дальнейшего изложения мы временно забудем, что полки, бригады, дивизии и армии - это сложные организмы и состоят из подразделений и частей разного назначения. Мы все приведем к одному знаменателю, базовой единице, за которую возьмем танковых и мотострелковый батальон, и назовем их тяжелый батальон в противовес более легкому десантному.
Итак, к началу войны с Украиной вблизи нашей восточной границы было 0 тяжелых батальонов Российской армии. В Подмосковье, откуда к Харькову могли быть переброшены российские резервы в составе 2 дивизий и 1 бригады насчитывалось 20 тяжелых батальонов. Естественно, что не все из них были бы брошены на Харьков, часть могла быть направлена на Сумы, Чернигов, Киев… Это, так сказать, оперативный резерв Западного военного округа.
Так как блицкриг на Донбассе у России не шибко получился, то Кремлевские стратеги выбрали более длительный сценарий, и важным его элементом стала переброска воинских частей из других мест к нашей границе НА ПОСТОЯННУЮ ОСНОВУ. Т.е. если раньше группировка войск на нашей границе находилась на ротационной основе, то сейчас она дополнилась теми частями, которые постоянно нависают над нами. Важно отметить, что эти передислокации начались уже ПОСЛЕ того, как завершились активные боевые действия в районе ДАП и Дебальцево, то есть когда война перешла в вялотекущую фазу и наше общество начало все меньше обращать на нее внимание.
Для начала вдоль восточной границы Украины было развернуто 4 бригады, то есть 16 тяжелых батальонов, в Валуйки у границ Харьковской области из Поволжья была переброшена 23 мотострелковая бригада или 4 тяжелых батальона. Это столько же тяжелых батальонов, сколько в Чугуевской 92-й механизированной бригаде ВСУ, даже если забыть, что наша бригада периодически находится в зоне АТО и для защиты Харькова может выделить лишь часть сил.
Этих сил Кремлю показалось мало и данные бригады начали переформирование в мотострелковые дивизии. По российскому штату 2013г. каждая такая дивизия имеет 8 или 9 тяжелых батальонов в 2 танковых или мотострелковых полках (плюс есть информация о наличии в мотострелковых дивизиях отдельного танкового батальона). Окончание такого переформирования в ближайшее время удваивает число тяжелых батальонов на нашей границе минимум до 32, включая 8-9 у границ Харьковской области.
Но и это еще не все. Было принято решение вернуться к советской структуре дивизий в составе 4 тяжелых полков или 16-17 тяжелых батальонов. Так Кантемировская и Таманская дивизии в Подмосковье уже сформировали 3-и полки, что увеличило число батальонов оперативного резерва на Украинском направлении с 20 до 28. Когда же процесс развертывания российских дивизий на наших границах завершится Россия получит следующую группировку войск:
Более 64 тяжелых батальонов непосредственно на границе Украины, из них 16-17 на границе Харьковской области, и 36 батальонов в оперативном резерве. Или более 100 тяжелых батальонов. То есть еще в 2015г. после окончания основных боев на Донбассе было 0 тяжелых батальонов на постоянной основе у нашей границы, а сейчас уже минимум 32, и в кратчайшие сроки будет 64.
Чтобы понять, что такое 100 тяжелых батальонов скажу, что это эквивалент 25 танковым и механизированным бригадам ВСУ, т.е. больше тяжелых батальонов, чем во всех наших Сухопутных Войсках.
Или такой пример, до начала войны с Украиной во всей российской армии от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Таджикистана было менее 200 тяжелых батальонов. И такая группировка начала создаваться на наших границах уже ПОСЛЕ того, как отгремели бои в Дебальцево и общество начало отвыкать от войны, а политики и активисты вернулись к любимой украинской забаве - Битве за власть и использование ее в личных целях.
Естественно, создание такой внушительной группировки идет не только и даже не столько с чистого листа, а за счет ослабления российских позиций в других регионах. Новые части создаются на базе переброшенных к нашей границе частей в полном составе; за счет вымывания кадров из имеющихся частей, вплоть до самых отдаленных, после чего полнокровные бригады превращаются в полупустые сосуды, наполнить которые людьми может только мобилизация.
Мы много внимания уделили тяжелому «молоту», но развивается и «рапира» ВДВ. Мало того, что после принятия решения о переходе на трехполковую дивизию силы ВДВ России на нашем направлении возрастут с 18 до 27 батальонов, так эти дивизии еще обзаведутся по 1 танковому тяжелому батальону или 3 в сумме на 3 дивизии. И опять-таки эти процессы запущены уже после окончания активных боевых действий на Донбассе.
Такая группировка - это как ружье на сцене театра в первом акте. Или скорее как пистолет, приставленный к голове Украины в целом, и Харькова, в частности..."