Перевели нашумевшую статью Мацетти и Апуццо в
The New York Times про связи ЦРУ и саудитов:
ЦРУ обучает сирийских повстанцев на деньги Саудовской Аравии
История дружбы разведок Саудовской Аравии и США берет истоки в 1970-х гг. и проверена рядом совместных спецопераций
Когда президент Обама тайно разрешил Центральному разведывательному управлению начать вооружать повстанцев в Сирии в 2013 году, шпионское агентство знало, что будет иметь партнера, готового заплатить за секретную операцию. Это все тот же партнер, на деньги которого ЦРУ вело свою деятельность при разрешении далеких конфликтов: Королевство Саудовская Аравия.
С тех пор ЦРУ и его коллеги саудиты создали необычное сотрудничество в тренировочной миссии по обучению повстанцев, которая получила кодовое название Timber Sycamore. Нынешние и бывшие чиновники администрации говорят, что по условиям сделки, саудовцы выделяют как оружие, так и большие суммы денег, а ЦРУ играет ведущую роль в подготовке повстанцев, обучая тех обращению с АК-47 и противотанковыми ракетными установками.
Поддержка сирийских повстанцев - это только последняя глава в долгой истории отношений между шпионскими службами Саудовской Аравии и США. Этот альянс пережил Ирангейт, поддержку моджахедов в их войне против Советов в Афганистане и даже бои в Африке. Иногда, как в Сирии, обе страны работали сообща. В других случаях Саудовская Аравия просто выписывала чеки на секретные операции американцев.
Совместное вооружение и программа обучения, в которые также вкладывают деньги другие страны Ближнего Востока, по-прежнему являются частью отношений Америки и Саудовской Аравии, хотя место королевства в регионе меняется. Старые узы дешевой нефти и геополитики, которые уже давно связывали страны вместе, были ослаблены удешевлением нефти и политикой Обамы по дипломатическому сближению с Ираном.
И все же альянс по-прежнему сохраняется, его удерживает на плаву море саудовских денег и общие интересы. В дополнение к огромным запасам нефти в Саудовской Аравии и роли духовного центра суннитского мусульманского мира, старая дружба помогает объяснить, почему Соединенные Штаты не хотят в открытую критиковать Саудовскую Аравию за нарушение прав человека, обращение с женщинами и поддержку радикального исламского движения - ваххабизма, который вдохновил многие террористические группы атаковать Соединенные Штаты. Администрация Обамы публично не осуждает обезглавливание в Саудовской Аравии диссидента, шиитского священнослужителя шейха аль-Нимра, который бросил вызов королевской семье.
Хотя саудовцы не скрывают, что помогают вооружать повстанческие группировки в Сирии, степень их партнерства в тайной кампании с ЦРУ и их прямая финансовая поддержка не разглашаются. Подробности мы получили, поговорив с полдюжиной бывших и нынешних американских чиновников, а также от источников из нескольких стран Персидского залива. Большинство говорит на условиях анонимности, поскольку не уполномочены обсуждать программу.
С момента начала спецоперации ЦРУ Саудовская Аравия поддерживала ее деньгами.
"Они понимают, что нуждаются в нас, а мы понимаем, что нуждаемся в них", - сказал Майк Роджерс, бывший республиканский конгрессмен из Мичигана, который был председателем комитета по разведке, когда началась операция ЦРУ. Роджерс отказался обсуждать детали секретной программы.
Американские официальные лица не раскрывают сумму вклада Саудовской Аравии, но на сегодняшний день он является крупнейшим после США в программе вооружения повстанцев против военных президента Башара аль-Асада. По оценкам опрошенных, общая стоимость вооружения и обучения потянет на несколько миллиардов долларов.
Белый дом принял тайное финансирование из Саудовской Аравии, а также от Катара, Иордании и Турции - в то время, когда Обама призвал народы Персидского залива сыграть большую роль в сохранении безопасности в регионе.
Представители ЦРУ и посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне от комментариев отказались.
Когда Обама подписал разрешение на вооружение повстанцев весной 2013 года, он хотел попытаться получить контроль над бессистемным потоком оружия в регионе. Катар и Саудовская Аравия уже год как поставляли оружие в Сирию. Катар осуществлял даже контрабандные поставки зенитно-ракетных установок китайского производства FN-6 через границу из Турции.
Саудовские шаги предпринимал принц Бандар ибн Султан, который с 2012 по 2014 год был генеральным директором службы общей разведки Саудовской Аравии. Он распорядился, чтобы саудовские агенты закупили в Восточной Европе тысячи автоматов Калашникова и миллионы боекомплектов для сирийских повстанцев. ЦРУ оказало саудитам помощь в некоторых закупках, в частности в крупном соглашении с Хорватией в 2012 году.
К лету 2012 года повстанцы завладели частью границы Турции с Сирией, а страны Залива направили повстанческим группам денежные средства и оружие, даже тем, которые были связаны с радикальными группами, как "Аль-Каида", что обеспокоило американцев.
ЦРУ в то время было по большей части "вне игры", поставляя по распоряжению Белого дома нелетальную помощь повстанцам в рамках операции Timber Sycamore. В конце 2012 года, в соответствии со словами двух бывших высокопоставленных американских чиновников, Дэвид Петреус, в то время директор ЦРУ, выступил с жесткой речью к спецслужбам нескольких стран Персидского залива на встрече возле Мертвого моря в Иордании. Он упрекал их за отправку оружия в Сирию без согласования друг с другом или с офицерами ЦРУ в Иордании и Турции.
Несколько месяцев спустя президент США Барак Обама дал одобрение на то, чтобы ЦРУ напрямую вооружало и тренировало повстанцев на базе в Иордании, и внес изменения в программу Timber Sycamore, чтобы позволить поставлять им летальное вооружение. В соответствии с новыми договоренностями, ЦРУ взяло на себя инициативу в обучении, в то время как разведка Саудовской Аравии, Генеральный директорат разведки, обязался выделять деньги и оружие, в том числе тяжелые противотанковые ракеты TOW.
Катар также помог финансировать обучение и выделил свою базу в качестве дополнительного места обучения мятежников. Но американские официальные лица заявили, что Саудовская Аравия на сегодняшний день вносит наибольший вклад в операцию.
В то время как администрация Обамы "проталкивала" эту коалицию в Конгрессе, некоторые, в том числе сенатор Рон Уайден, демократ от Орегона, поднял вопрос о том, зачем ЦРУ необходимы деньги саудитов на операцию. Об этом поведал один бывший американский чиновник. Уайден отказался нам прокомментировать тот момент, но его пресс-служба выпустила заявление, призывающее к большей прозрачности. "Высокопоставленные чиновники сказали публично, что США пытаются построить антиасадовскую оппозицию, но они не представили общественности подробности о том, как это делается, какие американские службы в этом участвуют и какие иностранные партнеры примут в этом участие", - говорится в заявлении.
Когда отношения между странами, участвующими в программе подготовки, ухудшались, Соединенные Штаты часто выступали арбитром в этих спорах. Как хозяин, Иордания надеялась получать регулярные платежи от Саудовской Аравии и американцев. Когда саудовцы медлят с оплатой, по словам бывшего высокопоставленного сотрудника разведки, иорданцы жалуются должностным лицам ЦРУ.
В то время, как саудовцы профинансировали предыдущие миссии ЦРУ без каких-либо условий, деньги на Сирию выдавались с некими ожиданиями, сказали нынешние и бывшие чиновники. "Они хотят получить место за столом и влиять на повестку дня", - сказал Брюс Ридель, бывший аналитик ЦРУ, а теперь старший научный сотрудник Института Брукингса.
Совместная программа ЦРУ и саудитов по вооружению и подготовке повстанцев не имеет общего с программой, о прекращении которой объявил Пентагон ранее. Завершенная министерством обороны США программа была направлена на подготовку повстанцев для борьбы с "Исламским государством". Действующая же программа ЦРУ ориентирована на борьбу с сирийской правительственной армией.
Хотя союз разведок является очень важным элементом в сирийской войне и сыграл важную роль в войне против "Аль-Каиды", постоянным раздражителем в американо-саудовских отношениях является тот факт, что много граждан Саудовской Аравии до сих пор являются членами террористических групп, говорят аналитики.
"Аргумент, что они нужны нам в контртеррористической войне, становится все менее убедительным, - сказал Уильям МакКантс, бывший советник Государственного департамента по борьбе с терроризмом и автор книги об "Исламском государстве". - Если речь идет чисто о сотрудничестве по борьбе с терроризмом и если саудовцы являются большой частью проблемы в появлении терроризма, то насколько убедительно звучит этот аргумент?"
В ближайшей перспективе альянс останется крепким из-за исторической связи между шпионскими службами стран. Принц Мухаммед бен Наиф, саудовский министр внутренних дел, который взялся вооружать сирийских повстанцев после принца Бандара, знал лично директора ЦРУ Джона Бреннана еще с тех пор, как Бреннан работал главой ячейки ЦРУ в Эр-Рияде в 1990-х гг. Бывшие коллеги говорят, что эти двое остаются близкими друзьями, и принц Мухаммед нашел много друзей в Вашингтоне после предпринятых агрессивных действий по демонтажу террористических групп, таких как "Аль-Каида на Аравийском полуострове".
Работа Бреннана в Эр-Рияде в 1990-х была намного больше, чем просто представителя ЦРУ. Бывшие дипломаты вспоминают, что это был истинный очаг американской власти в королевстве. Наиболее важные обсуждения всегда проходили с участием главы ячейки ЦРУ.
Нынешние и бывшие сотрудники разведки говорят, что есть благо для этого канала коммуникации: Саудовская Аравия гораздо более чутко реагирует на американскую критику, когда она звучит по частным каналам. Якобы это секретный канал принес пользы больше, чем любой официальный, чтобы направить политику Саудовской Аравии в русло интересов США.
Корни этих отношений уходят глубоко в историю. В конце 1970-х саудовцы организовали известную как Safari Club коалицию стран, включая Марокко, Египет и Францию, которые осуществляли тайные операции в Африке, в то время как Конгресс подрезал крылья ЦРУ из-за многих лет злоупотребления.
"И тогда королевство, вместе с этими странами, помогли в какой-то мере, я думаю, сохранить мир и безопасность в то время, когда Соединенные Штаты были не в состоянии сделать это", - напомнил в своем выступлении в Джорджтаунском университете в 2002 году принц Турки аль-Фейсал, бывший глава разведки Саудовской Аравии.
В 1980-х годах саудовцы помогли финансировать операции ЦРУ в Анголе, где Соединенные Штаты поддержали повстанцев в их борьбе против союзного СССР правительства. В то время, как саудовцы были убежденными антикоммунистами, основной стимул Эр-Рияда тогда лежал в помощи ЦРУ. "Они делали это по доброй воле", - вспоминает один бывший высокопоставленный офицер разведки, который был вовлечен в операции.
В, пожалуй, наиболее важном эпизоде саудовцы помогли вооружить повстанцев моджахедов из Афганистана. Каждый год Соединенные Штаты выделяли сотни миллионов долларов на эту операцию, и саудовцы несли такие же траты, доллар за доллар.
Деньги текли через счет ЦРУ в швейцарском банке. В книге "Война Чарли Уилсона" журналист Джордж Крайл III описывает, как ЦРУ осуществляло эти сделки в соответствии с исламским запретом на ростовщичество.
В 1984 году, когда администрация Рейгана обратилась за помощью к секретному плану по продаже оружия в Иран, чтобы финансировать антиправительственных повстанцев в Никарагуа, Роберт МакФарлейн, советник по национальной безопасности, встретился с принцем Бандаром, который был послом Саудовской Аравии в Вашингтоне в то время. Белый дом дал понять, что саудовцы могли бы "выделить значительную сумму по доброй воле", сотрудничая в этой операции, позже вспоминал МакФарлейн.
Принц Бандар пообещал 1 млн долл. в месяц помощи для финансирования Контрас в знак признания прошлой поддержки Саудовской Аравии со стороны США. Взносы выделялись даже после того, как Конгресс прекратил финансирование Контрас. В конце концов, саудовцы перечислили 32 млн долл. через банковский счет на Каймановых островах.
Когда разгорелся скандал Иран-контрас, или Ирангейт, и возникли вопросы о роли Саудовской Аравии в нем, королевство сохранило все в тайне. Принц Бандар отказался сотрудничать со следствием во главе с Лоуренсом Уолшом, независимым адвокатом.
В письме принц отказался давать показания, объясняя это тем, что в его стране "секреты и обязательства нашей дружбе даны не только на данный момент, но и в долгосрочной перспективе".
Марк Мацетти и Мэтт Апуццо
---
Что это такое, помимо того, что история про переплетение спецслужб?