К истории дезинформации "Лицеиста".

Feb 25, 2013 14:17

По делу Берия в числе прочих был арестован и генерал-лейтенант Амаяк Захарьевич Кобулов.

7 января 1954 года он пишет письмо на имя Булганина, в котором отрицает обвинения.
По поводу вербовки "Лицеиста" он пишет:
"Нужно признать, что и я не без греха... В частности, будучи в Берлине в 1940 году я неудачно завербовал одного иностранного журналиста, который одновременно оказался агентом гестапо. Но его связь с нами ни в коей мере не принесла вреда государственной безопасности СССР".

16 июня 1954 года ЦК КПСС согласовал обвинительное заключение по обвинению Кобулова А.З.
В числе прочего следователь Каверин обвинил Кобулова в том, что тот "способствовал преступной деятельности иностранных разведок и совершил изменнические действия, направленные к подрыву советской разведки в гитлеровской Германии".
Выразилось это в том, что А.З.Кобулов "развалил работу разведки НКВД в Берлине систематически представлял Правительству СССР дезинформационные материалы"
Доказательствами указаны:
1. Протоколы допроса взятого в плен сотрудника Абвера Мюллера Зигфрида (1945 и 1947 годов), который показал, что А.З.Кобулов был вычислен в качестве лица, проводящего разведывательную работу и ему с августа 1940 года под вербовку был подставлен агент германской разведки латыш Берлингс, который длительное время снабжал Кобулова дезинсформационными материалами. Кроме того А.З.Кобулов в беседах с Берлингсом "выбалтывал данные о политике советского правительства в германском вопросе".
2. Письмо Главного разведовательного управления МВД СССР от 07 октября 1953 года, в котором было указано, что А.З.Кобуловым в августе 1940 года был завербован агент "Л", который неоднократно передавал сведения о стремлении с Гитлера у улучшению отношений с СССР и о том, что Германия будет предпринимать все, чтобы избежать войны на два фронта. Эта информация частично направлялась Берия в ЦК КПСС.
3. Показания двойного (или более, чем двойного) агента Беришвили, который утверждал, что знал от турецких высокопоставленных лиц о том, что Кобулову были гестапо подставлены агенты, а также о других провалах Кобулова от японцев и из прессы.

1 октября 1954 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Кобулова А.З. по ст.58-1 "б" и 58-11 УК РСФСР к расстрелу в числе прочего по обвинению в том, что "находясь по рекомендации Берия в 1940-1941 гг. на ответственной работе в Германии, КОбулов А. развалил работу советской разведки и допустил в проникновении в советскую разведку агентов немецкой разведки, а получаемую от этих агентов дезинформацию передавал через Берия Правительству СССР".

8 октября 1954 года А.З.Кобулов написал просьбу о помиловании, в котором отрицал совершение преступлений, "почти все обвинительное заключение построено на голословном утверждении следователя"..
По эпизоду с "Лицеистом" Кобулов утверждает, что никакой информации ни в правительство, ни Берия он не направлял; всю информацию он направлял исключительно в адрес Разведывательного управления НКВД СССР.
Все.

26 октября 1954 года Кобулов пишет еще одну просьбу о помиловании, в которой называет свидетеля Беришвили проходимцем, а его показания зубоскальством.

9 ноября 1954 года Кобулов пишет третью просьбу о помиловании, в котором пишет по иным эпизодам обвинения.

В общем, метод защиты Кобулова по этому эпизоду наглядно показывает недалекость персонажа.

Документы по сборнику документов Политбюро и дело Берия.

дезинформация, Вторая мировая война, Берия, процессы, Кобулов, Лицеист, разведка, Берлингс

Previous post Next post
Up