Украинские источники пишут про операцию в районе Крынок осенью 2023 года (после провала стратегического летнего наступления).
Первая задача: создать плацдарм шириной 30 км и глубиной до 7 км с выходом к трассе М-14.
Привлекалось 6 линейных бригад (4 морпехов, 2 ТРО), пара отдельных батальонов морпехов и 73-й Центр ССО.
Проталкивали это дело изо всех сил британцы.
P.S. гуглоперевод статьи УП на русском:
часть 1,
часть 2 Что тут можно сказать?
1. Масштаб явно больше, чем предполагалось тогда. Надо полагать, наряд артиллерии и ракетных войск на правом берегу, сил БпЛА тоже был явно неслабым.
2. Оперативный смысл ускользает.
Никто не спорит, большой плацдарм при прочих равных - это хорошо. Да, дальнобойная НАТОвская артиллерия, Хаймерсы и дроны позволяют прикрывать огнем десант.
Проблема в том, что в нынешней войне при нынешних условиях при столь маленькой глубине устойчивые переправы невозможны из-за избытка средств разведки и ВТО. Понтоны не наведешь, резиновыми лодками, тем более под огнем, не навозишься. Тяжелого вооружения, соответственно, на плацдарме не будет, - наступление не разовьешь, даже если пройдет по писанному. Видно явное непонимание того, почему РА за год до того оставила значительно лучший плацдарм. Ну, то есть многих сотен километров нормального фронта для маневренной войны не хватило, а вот тут через Днепр - самое то.
В общем, "вы воюете так, как будто командуете иностранным легионом" (с) Не зря ВВП по ходу дела прокомментировал ситуацию, что ведение такого сражения российскую сторону более чем устраивает.
3. Выплыли наружу факты относительно массового отказа выполнять приказы - переправляться за Днепр - пошли приговоры судов. Оно и понятно - и с самой переправой, и с ротацией, и с вывозом раненных были большие сложности, - на лодки охотились дроны, а на самом маленьком плацдарме ты сидишь под артогнем и бомбами.
4. Именно под Крынками украинское "Оперативное командование "Юг" и волонтеры отметили относительно массовое применение авиабомб с УМПК - по нескольку десятков в день на протяжении длительного времени. Российская сторона работала ими и по плацдарму, и по правому берегу.
5. Понятно, что российская сторона отвлекла дополнительные силы для противодействия украинской операции, несла потери и так далее, но в общем и целом в военном смысле операция осмысленной не выглядит.
6. Другое дело - уровень политики и военно-политической координации с союзниками. Тут операция решала задачу доказательства того, что Украина по прежнему способна и готова воевать. Задача стала актуальной после провала летнего стратегического наступления и последующего развала американского бипартийного консенсуса по Украине, когда принятие нового пакета помощь отложилось по апрель 2024 года.
В этих условиях операция имела смысл: украинские лоббисты и симпатизанты аргументировали блестящей операцией по форсированию Днепра способность Украины успешно воевать.
Была ли эта операция успешной в этом смысле?
Сказать определенно трудно. Операция была в конце-концов свернута, а обсуждение военных возможностей Украины свернуло на недостаточную мобилизацию и с тех пор то и обсуждается.