Существует такое ходячее мнение, что ставший председателем КГБ Андропов решил начать обелять органы госбезопасности посредством кино и вот тогда пошел поток фильмов про разведчиков.
Это не так, процесс начался до того, как Андропов возглавил КГБ в 1967 году
Указание популяризовать фигуру разведчика дал Хрущев после просмотра иностранного фильма "Кто вы, доктор Зорге?" в 1964 году, но сам КГБ, да и не он один, деятельность вел еще до того.
Вот пишет генерал КГБ Павлов:
"среди моих обязанностей на посту заместителя начальника ПГУ была забота об освещении в средствах массовой информации, литературе, кинематографе и театре работы разведки, ее методов, деятельности оперативного состава. В КГБ существовал тогда Совет по связям с общественными организациями и творческими союзами. Мне было поручено представлять в Совете внешнюю разведку и способствовать «в разумных пределах» освещению отдельных сторон ее деятельности.
Первым таким шагом было использование архивных сведений о выдающейся агентурно-оперативной операции в первые годы советской власти. Ее название - «Трест». В 1962 году я встретился с известным писателем Львом Вениаминовичем Никулиным, ознакомил его с материалами дела «Трест» и получил его согласие взяться за художественное произведение на эту тему. Договорились, что по любому вопросу, который может возникнуть при знакомстве с делом, писателю будет обеспечена необходимая консультация. Льву Вениаминовичу мы объяснили, что главная оперативная задача операции «Трест» заключалась в том, чтобы нейтрализовать террористическо-диверсионную деятельность контрреволюции в лице ее внутреннего подполья и закордонных белогвардейских формирований. Свершилась революция, народ ее принял, но не смирившиеся с ней силы продолжали все новые попытки накалить атмосферу в стране, разжечь междоусобную борьбу, в которой использовались любые средства - вплоть до террора.
Никулин написал большой роман «Мертвая зыбь». Он проявил большое понимание профессии разведчика и контрразведчика, прочно связанной с большим риском. Не буду останавливаться на всех сторонах произведения. Отмечу главное: вопреки распространенной нашими противниками версии, будто советские разведывательные и контрразведывательные органы только и делали, что провоцировали контрреволюцию на враждебные действия, писатель воссоздал истинную картину событий первой половины 20-х годов и доказал, что в ходе этой уникальной операции никаких провокаций не было.
Потом родилась идея экранизировать произведение Л.В.Никулина. Кинофильм «Операция „Трест“ вызвал большой интерес у зрителей.
Успешным было и наше сотрудничество с прозаиком Варткесом Арутюновичем Тевекеляном. Он взялся создать роман на основе материалов о жизни и разведывательной деятельности В.М.Зарубина. Хотя Василий Михайлович к этому времени уже тяжело болел и мог беседовать с писателем лишь пятнадцать-двадцать минут в день, он снабдил будущего автора такими убедительными деталями своей закордонной работы, которые из архивных материалов невозможно было извлечь. В результате в 1966 году появился роман «Рекламное бюро господина Кочека». В нем во многом близко к жизни Василия Михайловича и его жены Елизаветы Юльевны автор рисует дела советских разведчиков в условиях фашистской Германии.
Были у меня и неудачи в этой области. Так, мы договорились с писателем В.М.Кожевниковым, что он возьмется за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Р.И.Абеля, и, надо сказать, Вадим Михайлович загорелся этой темой. Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеле (А.Белов).
Первая же глава романа, получившего название «Щит и меч» вызвала у меня и Р.И.Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателя ми как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. Кожевников горячо отстаивал свое видение темы, доказывал, что наша молодежь нуждается в советских «джеймсах бондах». Иначе, мол, роман не будет достаточно популярным.
Р.И.Абель решительно высказал твердое нежелание связывать свое имя с таким героем. Короче говоря, нам пришлось расстаться с В.М.Кожевниковым. Он продолжил работу над произведением в соответствии со своими представлениями о разведке. А мы отказались от признания того, что в основу романа положена жизнь и деятельность реального разведчика, как это предполагалось первоначально. Тем не менее, надо сказать, что писатель создал в общем довольно интересное произведение и даже был впоследствии удостоен литературной премии КГБ СССР.
По роману создали многосерийный телефильм, правда не особенно удачный, но мы уже к нему не имели никакого от ношения.
Самым большим нашим успехом в области пропаганды разведывательной деятельности средствами литературы и искусства я считаю сотрудничество со сценаристом В.П.Вайнштоком (литературный псевдоним В.Владимиров). В результате появился кинофильм «Мертвый сезон», который мне представляется достоверным художественным документом и наиболее удачным произведением киноискусства на тему о разведке. В основу его сценария положена жизнь разведчика-нелегала Конона Трофимовича Молодого, широко известного под именем Гордона Лонсдейла. Успеху ленты, безусловно, способствовали участие в ней талантливого актера Донатоса Юозовича Баниониса в роли главного героя - советского разведчика Ладейникова, а также постоянная помощь К.Т. Молодого. В качестве консультанта В.П.Вайнштоку был выделен наш сотрудник В.М.Иванов, имевший опыт подпольной работы. Он внес большой вклад в успех кинофильма. Вступительное слово произнес Р.И.Абель. Он засвидетельствовал, что лента во многом основана на реальных фактах из жизни внешней разведки."
Так что не Андропов сие начал, но он усилил работу и сам лично ей отдавался.
Интересно, что будущий конфидент Андропова Юлиан Семенов в 1967 году уже стартует с эпопеей о разведчиках. Это роман, а потом телефильм "Майор Вихрь", написанный и снятый, однако, по рассекреченным в 1963 году материалам архивов ГРУ. Чья - в смысле личности - инициатива не очень понятно. В январе 1963 года с позором снимают шефа ГРУ (и экс-председателя КГБ) Ивана Серова, в марте - и.о. Рогова, обоих за Пеньковского. Из замов председателя КГБ в шефы ГРУ переводят Ивашутина. Но так или иначе, но знаменитый Штирлиц появился по заказу ГРУ, не КГБ, после того как Семенова допустили к архивам военной разведки.
Для любой спецслужбы нормально заниматься пиаром в том числе посредством художественных произведений.
Иногда встречаются "пасхалки", отсылки для посвященных. Скажем, в безусловно цереушном сериале Homeland главный герой (героиня) страдает биполярным расстройством. Казалось бы зачем нужна такая неправдоподобная деталь? А дело в том, что биполярным расстройством страдал один из создателей ЦРУ Frank Wisner. Культовый персонаж, дань памяти.
В общем, дело не в специфическом случае обеления госбезопасности после 1937 года, а в обычном пиаре, которым занимаются все
А вот
почему в СССР в отличие от Запада стали культовыми телефильмы с "разговаривающими разведчиками" вопрос более интересный и сложный.