«Даже если бы основная часть немецкой армии могла быть сосредоточена на Западе, ей было бы слишком далеко до превосходства три к одному, если бы не удалось отвлечь большую часть французских сил».
«Чтобы обеспечить наступлению достаточные шансы на успех, силам, которые его предпринимают, по - видимому, требуется по меньшей мере трехкратное превосходство в силах над обороняющимися - выраженное, говоря современным языком, не просто количеством людей, а "силовыми единицами": огневая мощь, помноженная на мобильность артиллерии, танков, и авиация, используемая для поддержки сухопутных войск».
«В течение этого периода [Первая мировая война] наиболее успешным наступлением - в его непосредственном, а не в конечном результате (который был губителен для атакующей стороны) - было наступление немцев в марте 1918 года. Во многом это произошло благодаря случайной помощи тумана. Примечательно, что почти при каждом успешном наступлении на Западном фронте был туман. Странно, что такой элементарный факт никогда не был замечен в официальных военных исследованиях. Главная ценность тумана заключалась в том, что он ослеплял вражеские пулеметы. Но ни одна военная политика не может рассчитывать на подобные случайности. Возможной заменой может стать создание искусственного тумана в больших масштабах. Но было бы неразумно слишком полагаться на это, чтобы этот прогресс не был превзойден новыми средствами рассеивания тумана и дыма или проникновения сквозь них. Другой возможной заменой является использование ночи в качестве прикрытия для нападения, но и здесь обороняющемуся может оказаться проще решить проблему превращения темноты в дневной свет. Даже с помощью тумана и новой техники нападения немцам по-прежнему требовалось значительное превосходство в силах, чтобы сделать свое наступление эффективным - до определенного момента. У них было количественное превосходство почти 3 к 1 на шестидесятимильном фронте, на котором их ресурсы позволяли им вести наступление. Можно, кстати, добавить, что согласно вердикту нашей собственной официальной истории, “в конфликте между противниками, обладающими одинаковыми навыками, решимостью и доблестью, требуется соотношение сил примерно три к одному, чтобы окончательно склонить чашу весов”.
«Наиболее близким подходом к успешному наступлению против войск с аналогичным оснащением и моральным духом и наиболее часто приводимым примером в поддержку веры в наступление было нападение немцев на нашу армию весной 1918 года. Даже здесь следует отметить, что противник имел количественное превосходство почти в три раза по отношению к одному на шестидесятимильном фронте, на котором его ресурсы позволяли ему вести наступление».
«Какое бы направление ни указывали политические и стратегические потребности в использовании наших сухопутных войск, оно должно учитывать основные условия. Опыт современных войн показывает, что для успеха наступления необходимо превосходство в вооруженных силах, приближающееся к трем к одному. До тех пор, пока не будут обеспечены такие выгодные шансы в плане общих ресурсов, неразумно проводить общую наступательную стратегию. Если они не могут быть обеспечены на каком-либо конкретном театре военных действий, неразумно начинать там крупное наступление. Если только они не могут быть созданы в определенном секторе, например, путем внезапного сосредоточения, неразумно начинать даже локальное наступление».
---
---
Это все в 1938-1939 годах.
Кончилось предсказуемо.
Неудивительно, что сразу после падения Франции Лиддел Гарт обвинил в поражении союзников отчасти «огромное превосходство в силах» немцев (письмо в New York Times, 1 декабря 1940 г., раздел 4, 63, также письмо в New Statesman and Nation, 3 октября 1940, 332, где он приводит тот же аргумент о численном превосходстве Германии и также заявляет: «Я подчеркивал [перед войной], что Германия вероятно, сможет мобилизовать в два раза больше дивизий, чем французы, и что добавление итальянцев может сделать соотношение сил более 3 к 1»… В конце концов он отказался от этого аргумента о численном превосходство Германии, когда года стало ясно, что весной 1940 года на Западном фронте существовал примерный паритет.
P.S. Как там сложатся дела в будущей войне - вопрос всегда неопределенный. А вот 3 к 1 в операции «Михаэль» - это вранье. Не надо жульничать при построении теорий - меньше риск, что будут бить канделябрами.